Цветофильтры жизни: большое интервью с дизайнером Ольгой Розет

Столичный дизайнер Ольга Розет — о влиянии на человека и интерьер, насмотренности, трендах и нунчи.

розет

В прошлом году журнал «КД» завел новую практику — устраивать в городе «Дизайн-весну» и приглашать в Калининград мегапрофессионала с одной-единственной лекцией, но зато с такой, какую вы больше не услышите нигде и никогда. В этом марте к нам приедет Ольга Розет. Практикующий дизайнер и декоратор интерьера из Москвы, лектор, искусствовед. Куратор и преподаватель Британской высшей школы дизайна, автор образовательных курсов и программ, связанных с раскрытием творческого потенциала и профессионального роста через изобразительное искусство и дизайн. Розет много учит и учится сама, много путешествует и много работает. На визит в Калининград Ольга с трудом выкроила время в своем плотном графике. Услышать ее лекцию про цвет — большая удача для профессиональных дизайнеров. И не только. Мы в предвкушении, особенно после нашего телефонного интервью.

домлит

Ресторан Центрального дома литераторов, Москва,в сотрудничестве с ESSE Design & Decoration.

— Ольга, вы дизайнер с большим послужным списком и даже награждены медалью «Профессионал России». Как вы пришли в профессию, ведь в 1991 году, когда вы начинали, российские вузы не готовили дизайнеров интерьеров?
— По своему первому образованию я дизайнер, но не интерьера, а костюма, закончила текстильный институт. Как вы правильно заметили, в то время в нашей стране просто не было такой профессии — дизайнер интерьера, но я всегда мечтала быть человеком, который что-то улучшает вокруг себя. Выросла в творческой среде, моя мама — искусствовед. Я с детства рисовала, и мама всячески поощряла мое увлечение, организовывала мои выставки. Я по сей день занимаюсь живописью, и, по большому счету, с художественной практики и началась моя эпоха интерьера. Я делала много работ в цветной графике и в какой-то момент обнаружила, что люди, купившие мои картины, довольно часто просят оценить, какое окружение подойдет той или иной работе — цвет стен, мебель, аксессуары… Позже я окончила Стаффордширский университет в Великобритании, где обучалась именно дизайну интерьера.
Для России это довольно традиционный вход в профессию. В ХХ веке всегда так было — в дизайн приходили люди с некоторым культурным и профессиональным багажом, как правило, из смежных специализаций. У меня и сейчас много студентов — взрослых людей, которые, освоив другую профессию, поняли, что всю жизнь стремились к творчеству или, как это называлось в XIX веке, убранству интерьеров, и сделали этот шаг.
Прийти в профессию можно в любом возрасте, а вот уйти, закончив обучение, уже не получится. Я и по сей день учусь, на данный момент в художественно-промышленной академии им. Строганова по специальности «экспертно-аналитическая деятельность в области искусства», пишу диссертацию

домлит2

Ресторан Центрального дома литераторов, Москва,в сотрудничестве с ESSE Design & Decoration.

— Вы учились в Англии. Подход к образованию там сильно отличается от российского?
— Разительно. Я адепт английского образования. Если коротко, то английское образование всегда ведет тебя к самопознанию и бесконечным исследованиям, давая новые источники вдохновения. Русское образование — это до сих пор система повторов: преподаватель приводит какой-то пример, разбирает его и дает задание ученику. Тот выполняет упражнение, сделал — хорошо. Англичане бесконечно толкают тебя на размышления — ты готовишь выступление, пишешь эссе, практикуешься в критическом мышлении, то есть формируешь систему суждений для анализа вещей и событий, чтобы сделать обоснованные выводы. Проще говоря, обсуждая тот или иной интерьер, предмет дизайна, ты отходишь от примитивного «нравится — не нравится», не скатываешься до сплетен на скамейке, а изучаешь объект со всех сторон. Выделяешь плюсы и минусы, анализируешь мастерство автора и свои ощущения от увиденного. Человеческое мнение субъективно, профессиональное — аргументировано.

— В Калининград вы приедете с лекцией про цвет. Насколько я знаю, вы разработали авторский курс по цветоведению.
Специализированные курсы по работе с цветом я веду давно. Впору писать книгу, но времени катастрофически не хватает, я ведь еще и практикую.
Цвет для меня всегда был архиважен, это язык, который является фундаментальным для дизайнера, но, в отличие от многих, я не отношусь к нему только как к краскам и их сочетаниям.
Мое новое отношение к цвету началось с одной лекции. В 1994 году в Санкт-Петербург приезжали американцы с очень интересной темой — «Арт-терапия». Мы тогда только пытались разобраться, что это такое, не шаманство ли. И когда речь зашла о том, что цвет — это не только эстетика, но и эмоции, эта тема меня неимоверно заинтересовала. Я начала ходить на курсы в институт психиатрии и психологии, которые перевернули мое сознание. Меня удивляет, что до сих пор я там практически одна из дизайнеров интерьера. Да, это лекции для врачей и специалистов, но они дают просто колоссальный материал, который дизайнер может (и должен!) переосмыслить для своей работы, мы ведь являемся дирижерами настроения. Когда мы приглашаем человека в интерьер, то в первую очередь предлагаем ему цвет и, таким образом, определенную модель поведения, ведем разговор о его здоровье, в том числе и психическом. Но важно не переступить черту, нас ангажируют как дизайнеров, а не как психотерапевтов, и будет бесконечно странно, если мы начнем вести разговор в ключе психологии и психиатрии. Надо уметь работать не только с цветом, но и заказчиком. И об этом я тоже буду говорить на своей лекции.

— На мой взгляд, цвет — это и коммерческий инструмент: каждый год знаковые производители красок заявляют свою модную палитру, американский институт Pantone — цвет года для всех. Как вы к этому относитесь, реагируете?
— Реагирую! Внимательно читаю все анализы и прогнозы, мне это дает очень интересный материал для исследований: как ведет себя социум, производители мебели, отделочных материалов.
Предлагаю ли я модные цвета своим заказчикам? Это зависит только от самого интерьера. Цвет — это всегда адресная история. Объясню очень схематично. Если я оформляю помещение общественное, не очень большое и его задача заявить о себе именно в этом году, тогда я скорее всего буду предлагать модные цвета, на которые активно отреагирует социум. Если речь идет о чем-то более стабильном, допустим, о семейный доме для нескольких поколений, то и разговор будет совсем иным.

домлит1

Ресторан Центрального дома литераторов, Москва,в сотрудничестве с ESSE Design & Decoration.

— У вас много объектов. Может быть, есть ключевая компетенция, проекты, с которыми вы работаете с наибольшим удовольствием?
— Это общественные пространства, где есть ресторанные зоны. Мне нравится заниматься исследованием человечества, а интерьер — один из инструментов. Когда я задаюсь вопросами: для кого предназначено это пространство, какие люди его полюбят и примут как свое? — возникает целый роман на уровне брифа.
Общественное помещение, на мой взгляд, должно быть связано с приятными вещами, особенно ресторан. Когда мы едим, то просто обязаны думать о чем-то очень приятном. Такая работа для меня своего рода терапия, эскапизм.

— У вас есть и другой способ избежать скучного и обыденного в жизни. Одна из сфер вашей деятельности — дизайн-туры, так?
— Это безумно интересно! Дизайн-турами я занимаюсь уже 12 лет — вместе с коллегами мы путешествуем по разным странам (США, Франция, Англия, Италия, Австрия и пр.), изучаем города с точки зрения дизайна и архитектуры. Я тщательно готовлюсь к каждой поездке, прописываю программу. Чтобы успешно заниматься нашей профессией, надо понимать, что путешествия — это часть образования. Архитектуру нужно переживать телом. Произведения искусства надо видеть своим глазами. Без культурного пласта нашей профессии не существует! Нельзя смотреть только то, что у тебя под ногами, только листать журналы или прокручивать ленту инстаграма успешных дизайнеров. Путешествовать, изучая историю архитектуры, дизайна, искусства, — это невероятно упоительно. Насмотренность — наше все.

картинарозет

«Полдень»,бумага, темпера,Ольга Розет.

— В одном из интервью на вопрос, чем должен обладать хороший дизайнер интерьера, вы ответили: эмоциональным интеллектом. О чем шла речь?
— Попытаюсь объяснить. В самом слове «интеллект» заложено понятие логики — один шаг следует из другого и так далее. Интеллект — это то, что логично, что правильно. Эмоции — то, что задевает вас, и не всегда правильно. Эмоциональный интеллект — это умение общаться с людьми, вычленять из беседы правильные и логичные вещи (все-таки мы занимаемся структурой интерьера) и в то же время хорошо понимать эмоцию своего заказчика. Это можно сравнить с нунчи (модное сегодня корейское слово без прямого перевода). Нунчи — это умение считывать настроение людей, предугадывать их действия, избегать конфликтных ситуаций и быстро принимать правильные решения. Эмоциональный интеллект для дизайнера крайне важен, вы можете быть великолепно подготовлены к встрече, принесли с собой целый альбом эскизов, решений, размышлений и так далее, но ваш заказчик находится в растрепанных чувствах, и он не примет ни одну из ваших красивых идей — только потому, что вы не угадали его готовность вести обсуждение.

— Что в вашем понимании масштабность проекта? Как бы вы ее измерили: квадратными метрами, количеством привлеченных специалистов, вашими эмоциональными затратами?
— Для меня масштабность равно уникальность. Объект может быть совсем небольшим, но для меня он уникален, такого еще не было в моей практике или в жизни моих заказчиков, истории региона. Таким проектом стала винодельня «Долина Лефкадия» в Краснодарском крае, где я оформила рестораны и общественные зоны. Я была не единственным дизайнером, который работал над этим проектом, и не могу назвать его только своим, но для меня он был масштабным, прежде всего, исходя из уникальности личностей заказчиков. Это семья Николаевых, которые вкладывают свои деньги в новый образ жизни на фоне вина, вкусных продуктов и природы. Я рада, что у нас в России есть такие люди, которые не просто делают вино, а создают новый образ жизни, развивают не только свой бизнес, но и регион.
Есть еще один масштабный проект, не связанный с созданием интерьера непосредственно, — это сотрудничество с компанией «Леруа Мерлен». Как вы знаете, это огромная корпорация, предлагающая продукты для интерьера бюджетного класса. С 2016 года я работаю их консультантом и тренером, занимаюсь с директорами отделов, ответственными за отбор продукции, обучаю их теории цвета, сочетанию компонентов, истории искусства. Наше сотрудничество началось, когда компания взяла курс на декор. В прошлом году вместе с коллегами мы оформили квартиру-стенд полностью из материалов «Леруа Мерлен».

карснкр

Ресторан и общественные зоны — «Долина Лефкадия», Краснодарский край, в сотрудничестве с Лилит Вардазарян.

— У вас есть собственная студия, сотрудники?
— Нет, я приглашаю специалистов под каждый конкретный проект. Моя большая преподавательская практика дает возможность знакомиться с дизайнерами разной профессиональной компетенции и талантов. В зависимости от задачи я формирую команду: я приглашаю их, они зовут меня.

«Малые форматы» для «Леруа Мерлен». Ольга Розет в сотрудничестве с ESSE Design & Decoration.

27 марта Ольга Розет выступит с лекцией в Калининграде. Билеты можно купить здесь. В продаже также есть ограниченная партия билетов на лекцию и личную встречу со спикером.