Неделя дизайна 2018: лекция Ульрике Бранди "Поэтическая сторона света"

Физик и лирик: «КД» представляет гостью Недели дизайна Ульрике Бранди, основателя института света и дизайна, известную в мире архитектуры своим поэтическим подходом к работе, полным технических нюансов.

9 ноября 2018 года во время Design week в Калининграде профессор Бранди выступит с лекцией «Поэтическая сторона света», которая адресована профессионалам, чья работа так или иначе связана с освещением и архитектурой. В преддверии мероприятия редакция «КД» связалась с Ульрике и задала ей несколько вопросов — о профессии, проектах и метафорах.

О спикере
Ульрике Бранди — выпускница факультета промышленного дизайна Высшей школы изобразительных искусств в Гамбурге. В этом городе она основала и свое бюро Ulrike Brandi Licht, оказывающее услуги проектирования и консультаций в области освещения. На сегодняшний день оно реализовало более 800 проектов внутреннего и наружного освещения. В портфолио Бранди наряду с такими объектами, как Национальный музей естественной истории в Париже, терминал аэропорта в Мюнхене, аэропорт Кала-Лумпур в Малайзии, центральный железнодорожный вокзал Роттердама, Королевская музыкальная академия в Лондоне, здание Эльбской филармонии в Гамбурге, остается место и для небольших заказов. Свет для Ульрике и ее команды не имеет масштаба, он важен везде.

Эльбская филармония в Гамбурге — совместный проект Ulrike Brandi Licht со швейцарским архитектурным бюро Herzog & De Meuron.
— Вы учились на предметного дизайнера, а стали одним из ведущих специалистов в области проектирования освещения. Как так получилось?
— Будучи студенткой, я получила задание придумать светильник. Вначале мое внимание было сосредоточено на множестве технических деталей, на красоте и ясности формы создаваемого продукта. Но в процессе работы я заметила, что формы объекта ушли на второй план. Оказалось, что гораздо интереснее сам свет, то, как он заполняет и преображает помещение. Красота предмета важна для меня, но куда важнее создаваемые им световые ситуации, вызывающие чувства, рождающие атмосферу. Вот от этого я прихожу в настоящий восторг.

Студенты института света и дизайна Бранди.
— Что такое светодизайн? Представители каких специальностей задействованы в этой сфере?
— Его можно назвать интегративной составляющей архитектуры. В идеале светодизайнер включается в работу одновременно с архитектором, то есть на начальном этапе проектирования, чтобы совместно прийти к наиболее инновационным решениям. Тогда свет, светильники и архитектура представляют собой гармоничный сплав, а не просто дополняют друг друга. Команда бюро Ulrike Brandi Licht — это архитекторы, градостроители, дизайнеры интерьера, ландшафтные дизайнеры, а также сценографы и мастера световых спецэффектов. Все они работают в связке.

Эльбская филармония в Гамбурге.
— Лекция, с которой вы выступите на Неделе дизайна, называется «Поэтическая сторона света». Для вас свет — явление лирическое?
— Не напрасно свет — одна из наиболее частых и ярких метафор в поэзии. Мое любимое освещение — дневное, у него есть чему поучиться. Кто хоть раз размышлял у моря на закате, глядя на голубое небо, оранжевый горизонт и мерцание бликов на воде, тот знает, что свет — настоящая поэзия, трогающая душу. Моя задача — приблизить ощущения и эмоции от искусственного света к тем, что дарит нам естественный.

Здание нового музея Mercedes-Benz в Штутгарте.
— Но свет напрямую связан не только с поэзией, но и с коммерцией...
— Конечно, освещение — один из инструментов продаж, люди склонны «идти на свет». Есть непреложные истины, которые работают всегда. Например, стены с продукцией в магазине или за стойкой администратора должны быть освещены сильнее, чтобы привлекать клиентов. Но все эти правила я не использую плоско и броско, всегда интуитивно пытаюсь рассказать какую-то эмоциональную историю. Если заботиться только о коммерческом успехе, продумывая освещение магазина, проект выйдет бездушным. Не возникнет особая, притягательная атмосфера, хотя, казалось бы, все инструменты использованы.

Над проектом музея вместе с Ульрике Бранди работало архитектурное бюро из Голландии UNSTUDiO.
— В вашем портфолио проекты весьма отличаются по масштабам и задачам. Что сложнее, продумать мастер-план для города или осветить церковь?
— В обоих случаях я проектирую свет для людей, поэтому оба случая воспринимаю одинаково серьезно, вне зависимости от того, насколько крупным является проект. При строительстве церкви, как правило, есть архитектор, у него имеется концепция, на которую мы опираемся. Город же складывается исторически, он возникает из жизни поколений людей. Здесь мы ставим перед собой задачу, когда занимаемся изучением хроники места. При планировании освещения наблюдение имеет важное значение, идеи приходят позже.

Кирха в Ноухаусе.
— Какие интересные проекты находятся у вас в работе?
— Сейчас бюро закончило работу над освещением Королевской академии музыки в Лондоне и активно разрабатывает проект театра в Каире совместно с Ian Ritchie Architects. Еще госпиталь в Ташкенте, загородный дворец недалеко от Больцано, Люксембургский павильон на «Экспо-2020» в Дубае, крупный парк в стиле барокко в Ганновере и квартиры в Москве для одного очень симпатичного и интересного застройщика. Разнообразные темы, места и люди — это то, что мне очень нравится в моей профессии!

Благодарим компанию «Дербенков + партнеры» (www.derbenkov.com) за организацию интервью и встречи с Ульрике Бранди.