"Не одевайтесь, как дизайнеры среднего звена": интервью с братьями Жилиными

В чем сила, брат: что важнее для успеха — безудержное творчество или выверенная бизнес-стратегия, «КД» рассказали гости Design Week из Санкт-Петербурга — дизайнеры братья Жилины.

текст: Яна Тимошенко фото: Бока Су

zhilinydecember2017_01

Петербуржцы Михаил и Николай Жилины «в деле» с 2008 года. Сегодня под их руководством трудятся 12 человек, сфера деятельности пополняется все новыми направлениями, а география студии расширилась филиалом в Москве. Своим внешним видом, манерами и речью братья транслируют образ современных self-made mаn. Им едва ли за тридцать, их бизнес отлажен, имена — на слуху, а время научило гибко реагировать на кризисы. У них явно есть чему поучиться. Так решила и компания Dom&Decor, пригласив Жилиных провести мастер-класс перед калининградскими дизайнерами и архитекторами в рамках Недели дизайна. После выступления Михаила и Николая, прошедшего при полном аншлаге, редакция «КД» взяла у братьев эксклюзивное интервью.

zhilinydecember2017_02

«КД»: Тема «Как успешно вести бизнес в сфере дизайна интерьера» не может не интересовать. Хороших творческих вузов, в которых выращивают действительно классных специалистов, в стране хватает. Но для успешной карьеры самого этого факта явно недостаточно.
— Когда дизайнер выходит из стен университета, рисовать крутые проекты он может, а вот продать их — нет. Ты весь из себя очень творческий и думаешь, что нужен миру, но… У нас пересмотр ситуации случился на четвертом курсе. Пора было уже серьезно поработать, а мы такие классные, арт-братья, нас весь Питер знает. На первом собеседовании услышали: «Вы ничего не можете. До свидания». Тогда и пришло понимание, что нужно брать себя в руки и осваивать инструменты, учить подавать проектную информацию, быть в рамках договорных обязательств.

«КД»: Ваша «разложенная по полочкам» презентация мастер-класса — отличный пример подачи информации. Структурирование — ваш конек?
— Это не то чтобы конек, это необходимость: либо ты структурируешь процесс и развиваешься, либо погружаешься в хаос и деградацию. Мы не математики, с детства интересовались исключительно творческими направлениями — рисовали, пели, танцевали, барабанили, актерствовали. Но нужно идти дальше. Мы постоянно осваиваем новые технологии — удаленную работу, хранение информации на облачном сервисе и прочее. Те проектные планы, о которых мы так много говорим, — еще пять лет назад у нас их не было. Хотя эта идея «на поверхности»: простая табличка в «Экселе», в которой зафиксирован перечень проектов, состав работ и исполнителей, сроки выполнения. С ней легко понять, кто чем занят и как планировать будущую работу.

zhilinydecember2017_03

Проект студии братьев Жилиных.
«КД»: Когда творческий человек должен начинать учиться быть бизнесменом?
— Как можно раньше. Дизайнер не должен развиваться исключительно в творческом ключе, наращивая себе суперпортфолио и при этом абсолютно игнорируя вопросы бизнеса. Какой толк от того, что вы рисуете крутые интерьеры, но не можете их продать? Читайте бизнес-книги, ходите на тренинги, учитесь озвучивать клиентам цену проекта, свое коммерческое предложение! И помните, что дизайнер и руководитель дизайн-студии — это разные профессии.

«КД»: Какими качествами должен обладать руководитель?
— Себе в слоган мы позаимствовали фразу «Делегируй или умри», это основа основ. Невозможно делать все самому, и в нашем деле эта идея отражена сполна. Руководитель не должен бояться нанимать людей умнее себя. Ну и, конечно, хороший управленец способен пережить кризис и сохранить в нем трезвость ума.
Мы согласны с тезисом, что кризис — это возможность. Школа дизайна братьев Жилиных родилась, когда у нас было очень мало проектов. Тогда мы подумали: а почему бы не посадить за рабочие компьютеры, вечером стоящие в офисе без дела, студентов? За месяц мы организовали школу, и у нас появился дополнительный денежный поток, который как минимум покрывал расходы на аренду помещения студии. В кризис нужно оптимизироваться и искать новые ходы. Тогда же, кстати, родилась и идея «FIX-Ремонта» — интерьеры квартир по готовым дизайн-проектам. Когда «проседает» работа студии, вытягивает «Ремонт», и наоборот. И здесь мы опять-таки «делегируем и не умираем», для проекта «FIX-Ремонт» наняли очень крутого управленца с IT-подходом. Мы платим ему большие деньги, он помогает развивать этот бизнес.
У нас еще одно правило: на переговорах с клиентом не говорим «расходы», мы говорим — «инвестиции». Быть бизнесменом — значит быть всегда на грани. Сегодня можно взять и заработать миллион, а завтра все потерять. Бизнес — это история не только про деньги, но и про умение потеряв все встать и начать все заново.

zhilinydecember2017_04

Предложения проекта "FIX-ремонт".
«КД»: Что еще может помешать успеху в бизнесе, кроме неумения делегировать?
— Фраза «Я не могу». Она звучать не должна. Превращайте ее в вопрос: КАК я могу себе это позволить? Мы с этого начали свою карьеру. Свой первый офис в Санкт-Петербурге сняли в трех минутах ходьбы от Невского проспекта. 70 квадратных метров, девять лет назад он стоил 35 000 рублей при том, что зарабатывали на двоих мы в лучшем случае 100 000 рублей. При этом снимали квартиры, покупали еду и так далее. Два месяца офис стоял без мебели, мы были на грани отказа, наш бизнес мог «свернуться», так и не начавшись. Когда задали себе четкий вопрос: как нам это себе позволить? — решение пришло. Субаренда. В выходные в нашем офисе какое-то время проходили занятия по йоге, а мы смогли оплачивать аренду помещения. Позже ту же схему на первых порах повторяли, сняв 220 «квадратов» во дворце на Английской набережной. Сдали часть площадей. Зато у студии прекрасные апартаменты с видом на Неву, и клиенты, мягко говоря, удивляются нашей локации. Это к вопросу о лакшери-сегменте…

«КД»: Пускать пыль в глаза нужно?
— У нас есть четкая установка по вопросу баланса «быть» и «казаться». На самом деле это хорошо, что можно, еще не успев стать «ну очень крутым дизайнером», казаться им за счет внешних факторов. Дорогой ноутбук, красивая печатная продукция. Пускай там будет два студенческих проекта «ни о чем», зато как они могут быть поданы! В конце концов, можно взять проект интерьера и подписать, что он реализован где-нибудь на Рублевке. Но нельзя на 90% «казаться» и только на 10% «быть». Нужен баланс. Скажем, в начале дизайнерского пути 60% наносного и 40% реального — это разумное соотношение. В умных книгах для бизнесменов советуют менеджерам среднего звена одеваться как топ-менеджеры. Дескать, руководство не сможет не заметить «своего человека» и рано или поздно повысит. Совет дизайнерам: не одевайтесь, как дизайнеры среднего звена.

«КД»: Офис в центре города — обязательный атрибут?
— Офис с удобной парковкой — обязательный. Наши клиенты не ездят на общественном транспорте. Вообще первый год мы встречались с заказчиками в кафе, в начале пути это нормальная практика, не нужно создавать пассивов. За столиком кафе все есть, только принтера не хватает! Но собственный офис — вопрос престижа. Когда растут обороты, растут и требования.

zhilinydecember2017_05

Офис студии братьев в Петербурге.
«КД»: Еще одно ваше новое направление — мастер-классы. В Калининград просвещать публику вы приехали на благотворительных началах.
— Это вторая наша поездка на таких условиях. Вход на мастер-класс принципиально платный, чтобы отсечь «непонятных» людей, но вырученные деньги обязательно уходят на благотворительность. Недавно студия бесплатно разрабатывала проект лагеря для детей с ограниченными возможностями, мы делали концепцию. Пара-тройка месяцев работы, а как приятно помочь. Хотя своим сотрудникам, трудящимся над проектом, мы, конечно, заплатили.

Полгода назад Николай Жилин переехал в Москву — руководить столичным филиалом. В столице, устроенной иначе, чем Петербург, путь приходится проходить заново. И это не проблема. Это возможность. Спасибо за урок, братья!
Фотоотчет с мероприятия.