Кому жить, тому решать

Григорьева Анна
Дизайнер интерьера

 Калининградский дизайнер Анна Григорьева о том, почему заниматься дизайном интереснее, чем архитектурой, почему стоит забыть о трендах и какой стиль выбрала для своего дома.
 

grigoreva

У каждого свой путь в дизайн. Каков ваш?

— Дизайном интерьера я занимаюсь не так давно, чуть более двух лет. По образованию я архитектор, долгое время работала в мастерской Михаила Селянина (в прошлом главного архитектора Зеленоградска) архитектором. Вот такая игра слов. Все изменилось с рождением детей — совершенно стремительно, сама того не прогнозируя, я стала мамой троих. Младшему сыну сейчас два года, дочкам пять и шесть лет. Возвращение в профессию, как вы сами понимаете, затянулось, но быть домохозяйкой — совершенно не мой формат.
Мой муж занимается строительством, точнее, ремонтами. Поначалу я ему немного помогала, делала чертежи. Теперь он помогает мне, ведет стройки на моих объектах. Хотя правильнее говорить «на наших объектах» — мы компаньоны, вместе занимаемся одним делом: я проектирую, генерирую, он помогает реализовать. Мужчине на стройке намного проще, чем женщине, это гендерная история в России — мужчине всегда легче отстаивать свои профессиональные позиции.

Не скучно было уйти из больших проектов в маленькие?
— Не скучно, более того, интерьеры позволяют проявить больше фантазии. Когда ты проектируешь жилые многоквартирные дома или городские кварталы, то сильно ограничен. Придумаешь что-то этакое, а тебе говорят: «У инвестора нет на это денег, никому не нужны твои световые инсталляции, интересно выложенная брусчатка и сложные фасады. Проще давай, проще!» Получается, масштаб у проекта есть, а поля для творчества нет. В интерьере все наоборот — бюджет куда скромнее, объемы еще меньше, но заказчик ждет от тебя именно творчества. Даже если он экономит, то во многом согласен на нестандартные решения и приветствует твои фантазии.
Есть еще один положительный момент — ты видишь результат своего труда намного быстрее и можешь влиять на исход.
Кстати, я продолжаю заниматься архитектурой, проектирую частные дома. Но строительство все равно тебя поджимает. Не знаю, может быть, мне стоит быть поосторожнее со своей фантазией, изначально делать проще, дешевле, доступнее...

Ваше самое главное положительное качество?
— Трудолюбие и работоспособность. Я много работаю и много успеваю — рано встаю, поздно ложусь и отлично себя чувствую. Никогда не сижу на месте, словно передо мной шесть дорог и я по ним бегу. У меня врожденный тайм-менеджмент и самодисциплина — жизнь научила.

Чему учите своих детей?
— Ничему не учу, просто подаю пример. Чтобы воспитывать детей, надо начать с себя. Вот у меня совершенно нет времени посещать спортзал, и я занимаюсь дома с онлайн-тренером. Дети делают упражнения рядом со мной — физкультура, я красиво складываю вещи, они тоже — приобщение к эстетике. И так во всем. И еще я их хвалю за любое крошечное достижение.

Что проектируете заказчикам и как живете сами?
— Преимущественно у меня заказывают современные проекты, а сама я живу в загородном доме современной постройки, но с деревенским интерьером. Идею дизайна мы привезли из Словакии, именно там мы с мужем влюбились в свойственные австрийской архитектуре дома. Почему-то в Австрии я не обратила на них особого внимания, а там тронуло — балки, обилие дерева, фактурные стены, камень, кирпич… Уютно. И мы стали по мере возможности привносить подобные элементы в свой дом, у нас на стенах «мазанка», старый немецкий кирпич с клеймами, деревянные балки, которые мы специально обжигали. Нам нравится, но это очень на любителя.

На что в строительстве дома не следует жалеть денег?
— Не стоит экономить на конструктиве: фундаменте, стенах, крыше. Еще на перекрытиях, чтобы шума было меньше. Конечно, он все равно будет, но не выносящий мозг. Когда мы с мужем строили свой дом, то так и поступили. Как только дело дойдет до ремонта, не экономьте на сантехнике, электрике и полах. Есть интересные моменты на чистовой отделке, можно найти альтернативу подешевле, но то, что я перечислила выше, — это фундаментальные вещи, на которых не следует ужиматься, иначе пеняйте на себя.

Вы категоричны?
— Да, у меня белое — это белое, черное — черное, серого почти не бывает. Если я люблю, то всем сердцем, если человек мне неприятен, то отстраняюсь и больше не общаюсь. Сложный характер. Но в работе я совсем иная, с заказчиком категоричности нет. При создании интерьера последнее слово всегда за клиентом — это ему жить в доме и ему решать. У каждого человека своя зона комфорта. Если кому-то нравится, к примеру, красный потолок, я не стану настаивать: «Ни за что!» Конечно, скажу обо всех минусах, которые принесет эта затея, но если для заказчика все услышанное не аргумент, то будем делать! И подстраивать остальной дизайн под «вызывающий элемент».

Есть площадь объекта, ниже которой вы не опускаетесь?

— Сейчас я в основном проектирую дома, один из последних — площадью 220 «квадратов». Но были и значительно меньшие объемы — кухня-гостиная в 24 квадратных метра. Я берусь за любой заказ. Дело в том, что я все выполняю сама: замеры, чертежи, визуализации, поэтому мне не надо искать исполнителя, тратить деньги из своего гонорара. Чаще мы намеренно уменьшаем проект — делим его на этапы, например, делаем только первый этаж в доме, а второй — в отдаленной перспективе.

Важны тренды в интерьере?
— Что значит тренд? Сегодня один, завтра другой. Сделать интерьер — это не кофточку купить, надоест — в шкаф не повесишь, человеку придется в нем жить. Правильные вещи всегда в тренде. Вот сегодня популярны живые растения в интерьерах, но я всегда вписывала их в проекты. Одно приличное растение — и пространство оживает, сразу становится уютно. И при всем этом у меня нет живых цветов в доме, только искусственные, некогда ухаживать.

У вас есть увлечение, которое могло бы стать вашей профессией?
— Живопись. С нее все и началось — художественная школа, потом академия архитектуры, теперь вот дизайн интерьеров. Рисую и красками, и мелками, и углем. Предпочитаю классическую живопись и плохо воспринимаю абстракционизм, как и современное искусство в целом. Мне кажется, что в нем больше маркетинга, чем подлинного таланта, люди зачастую рисуют нечто и позиционируют это как верх искусства. Не могу это принять.
Мы рисуем всей семьей, у меня муж одаренный художник, хоть и самоучка. У него от природы большие задатки, но мама отдала его не в художественную школу, а на бокс, поэтому у него сломанный нос, а не собственные вернисажи. А вполне могли бы быть, он великолепный маринист. Вот выйдем на пенсию и станем рисовать на пару. Когда строили дом, планировали, что на третьем этаже в мансарде будет мастерская, но вышла детская.

Легко обучаетесь новому?
— Легко, но иногда внутренне сопротивляюсь. Во-первых, на любые новые знания надо время, а значит, придется отказаться от части того, чем не без удовольствия занимаюсь сейчас. Во-вторых, когда тебе объясняют правила, то тем самым сбивают твою внутреннюю интуицию — ты делаешь не как нравится, а как учат. Следуя правилам, ты заглушаешь себя, свое творческое начало. У меня бунтарский нрав, часто иду против течения, отвергая шаблоны.

Есть свой почерк в интерьере?
— Надеюсь, что да. По крайней мере, есть элементы, которые я часто ввожу в свои проекты: разноуровневый, горизонтальный свет, зеркала, цветы… У меня хорошее чувство уюта, хотя не могу дать точное определение, что такое уют, это ощущение. Людям нравится, что я делаю, часто смотрят проект и говорят: «Хочу здесь жить».

Когда есть семья, работа, дом, о чем еще можно мечтать?
— Хочу другой дом — одноэтажный и со «вторым светом». Обязательно будет мастер-спальня с собственной ванной комнатой и отдельная прачечная. Когда семь лет назад я проектировала дом, в котором сегодня живем, мы были ограничены в площади участка и бюджете и во многом шли на компромисс. Теперь я в точности знаю, каков он, мой дом мечты. Мне нравится шале со скатной крышей до самой земли, и мы обязательно его построим. Вы скажете, что к такому дому нужен вид на горы? Меня устраивает вид на Балтику, и переезжать я не собираюсь, другой менталитет вряд ли приму. В России все пока не так плохо, чтобы думать об эмиграции.