Характер нордический: почему скандинавский дизайн такой, какой есть

Тимошенко Яна
KDoma.ru
Д­изайн-путешествие в Скандинавию с ее историей, локациями, марками, лицами и явлениями.

текст: Яна Тимошенко

scandydecember2018_01
scandydecember2018_02

Арбитр вкуса
Любовью к белому цвету, возведенной интерьерными журналами и блогами в абсолют, скандинавы обязаны шведскому королю Густаву III, чье правление пришлось на 1771–1792 годы. Его светлость просто боготворил светлые оттенки, предпочитая руководить страной исключительно в интерьерах, выполненных в разбеленных тонах. Стены, деревянную отделку и мебель при Густаве было принято покрывать белой краской, а ткани выбирать в бледных оттенках серого и голубого. Но это не значит, что дизайн «по-густавиански» был лишен королевской помпезности. Роскошь в скадинавском прочтении — это почитаемые всеми «пышными эпохами» лепнина, хрусталь, роспись, шик и блеск. Просто с нордическим характером.
Сегодня такие интерьеры называются шведской классикой, маркеры которой с удовольствием эксплуатируют современные скандинавские декораторы, уставшие от жизни в стиле хюгге.

scandydecember2018_03

Свежий воздух
Еще одно слово в вокабуляр начинающего скандинавофила — friluftsliv (фрилуфтслив). Это явление северной философии — тяга к жизни на свежем воздухе. Корни этого «продукта» растут из норвежских лесов. Как бы хорошо ни было датчанину, шведу, норвежцу в его уютненьком хюгге, по-настоящему комфортно он себя чувствует лишь на воле. Зов природы заставил скандинава придумать префабы — сборно-разборные каркасные дома, основные части которых создаются на заводе и привозятся на место строительства готовыми блоками. Собрать префаб на лесной поляне можно за считанные дни, а то и часы. Жители полуострова настолько отточили искусство возведения домов-конструкторов, что они действительно годятся для полноценной жизни, ибо располагают всем: светом, водоснабжением и, конечно, интернетом.

scandydecember2018_04

Есть идея
Шведская производственно-торговая группа компаний IKEA — самый известный бренд мебели и сопутствующих товаров для дома в мире. Считается, что найти человека, который ни разу не имел дело со сборкой стеллажа «Экспедита», не спал на футоне «Эксарби» или не прищемил палец, раскладывая стул «Терье», с каждым годом все сложнее. Компания, чьи товары рассчитаны на массовое потребление, была основана в 1943 году в Швеции, в 60-х годах захватила весь Скандинавский полуостров, а сегодня имеет точки сбыта на всех континентах. Идея основателя IKEA Ивара Кампрада проектировать, изготавливать и продавать мебель так, чтобы она подходила всем и по дизайну, и по удобству, и, в первую очередь, по цене, всколыхнула рынок и быстро нашла своих адептов. В наши дни IKEA немного сместила акценты, бренд вступает в коллаборации с известными дизайнерами, работающими на топовые фабрики, ищет новые смыслы и дополняет каталоги с нейтральной продукцией яркими образцами. Одно остается незыблемым — легенда о том, что названия для товаров IKEA придумывает монстр, запертый руководством в подвале центрального офиса. «Ингаторп! Лерхамн! Оврарюд!»

scandydecember2018_05

Музей нации
Этой осенью в Стокгольме после пятилетней реставрации для посетителей вновь открылся Национальный музей Швеции, крупнейшее в стране собрание предметов искусств. Архитектура здания, строительство которого было завершено в 1866 году, — дело рук немецкого архитектора Августа Штюлера. Шведская мекка искусств соответствует всем обязательным признакам настоящего государственного музея: высота потолков, бесконечная протяженность галерей, колонны, лестницы, благородная палитра отделки. Все, конечно, с погрешностью на скандинавское понимание роскоши. В задачу специалистов, занимающихся реновацией выставочного пространства, входило не только восстановление несколько обветшавшей обстановки, но и адаптация исторической архитектуры к современным реалиям.
К сотрудничеству музей привлек десятки скандинавских дизайнеров и фабрик, выпускающих знаковые вещи нашего времени, например, Note Design Studio, Artek3, Offecct4. Все они вписали в вековые залы ультрасовременный дизайн — скамьи, стулья, светильники, полки, которые вкупе с вековым искусством и дорогой музейной отделкой смотрятся контрастно и великолепно.

Иконы XX века

scandydecember2018_06

Архитектор Арне Якобсен (1902–1971 гг.), работая над проектом отеля SAS в Копенгагене, заодно придумал для него и внутреннее оформление, и предметы меблировки. Один из них стал по-настоящему культовым — уровень узнаваемости кресла Egg невероятно высок.

scandydecember2018_07

Датчанин Финн Юль (1912–1989 гг.) начал с проектирования мебели для собственных нужд. Получалось это у него хорошо, и вскоре Финн открыл бюро, прославившее его на весь мир. Юль, в отличие от современников, не делал упор только на функциональность мебели, форма и линии были для него столь же важны.

scandydecember2018_08

Вернер Пантон (1926–1998 гг.) — легенда дизайна 60-х, поклонник футуризма. Поначалу стиль его работ был вполне себе скандинавским: древесина, минимум декорирования. Однако вскоре Пантон понял: делая то же самое, что и другие соплеменники, славы он не добьется. Коронным материалом Вернера Пантона стал пластик безумных для тех времен кислотных цветов. И мэтр не прогадал!

scandydecember2018_09

Какого хюгге?
Поговаривают, что все скандинавы обладают врожденным чувством прекрасного и редко обращаются к помощи дизайнеров при оформлении своих жилищ. Еще бы, ведь философия hygge (хюгге) передается из поколения в поколение буквально с молоком матери!
Впервые о хюгге заговорили датчане в XIX веке, само слово имеет норвежские корни и переводится как «благополучие». В скандинавской системе ценностей это не наличие «ролексов» на запястье, позолоты на стенах, «Бентли» в гараже и каких-то других внешних атрибутов благосостояния. Хюгге — это образ жизни, ощущение комфорта, безопасности, близости с любимыми людьми и принадлежности себя к общественным потокам, способность ценить рутинные удовольствия и ловить моменты. Скандинавы утверждают, что хюгге, несколько иллюзорное для чуждого менталитета понятие, имеет даже собственный запах.
В интерьерах хюгге выражен  по-настоящему высокими потолками, панорамным остеклением, просторными помещениями, светлыми палитрами, натуральными материалами — особенно древесиной. Никаких плотных штор на окнах: комфорт — это когда ничего не нужно скрывать. Зато множество «мобильного декора» — пледы, вазы, фото в рамках, переносные светильники. Обязательно наличие hyggekrog (хюггекрог) — укромного места на кухне или в гостиной, где можно устраивать задушевные посиделки с чаем, читать или наблюдать за падением снежинок. Часто это широкий подоконник, устланный подушками. Наличие такого «уголка» в жилье скандинавы обязательно указывают в объявлениях о продаже квартиры — шансы на покупку возрастают.

scandydecember2018_10

К стене!
Шведскую стенку придумал отец местной гимнастики Пер Хенрик Линг. На родине ее называют en ribbstol (ен риббстол), что дословно означает «рама с перекладинами». И как хотелось бы отметить, в скандинавском жилье она никогда не являлась непременным атрибутом интерьера детской комнаты. В отличие от России.

scandydecember2018_11

Скульптуры, Карл!
Скульптор Карл Эльд — один из самых заметных художников Швеции первой половины XX века. Жил и творил он в студии — необычном и, конечно, деревянном здании, спроектированном культовым стокгольмским архитектором Рагнаром Эстбергом в 1919 году. Сегодня дом Эльда носит статус музея, в его архивах и экспозиции — сотни произведений художника, которые открывают вторую натуру скульптора-социалиста. Мрачные, загадочные, завораживающие работы — то, что стоит увидеть для того, чтобы постичь природу нордического нрава.

scandydecember2018_12

Стокгольмская неделя дизайна
Design week по-шведски — без преувеличения одно из самых главных событий даже не в дизайнерской среде, а в стране в целом. В 2019 году стокгольмцы ждут гостей с 4 по 10 февраля. Все новинки скандинавского дизайна в одном месте, ничего общего с миланской выставкой или Maison & Objet в Париже! Посещение экспозиции дарит абсолютно отличные ощущения — желание смотреть на вещи проще, жить легче, искать гармонии, а не блеска.

scandydecember2018_13

Новая застройка
В начале «нулевых» власти Копенгагена приняли решение о постройке нового жилого района на острове Амагер. Проектированием занялись архитекторы Бьярке Ингель и Жюльен де Шмед, для которых создание комплекса, названного VM Houses, стало первым опытом участия в разработке такого крупного комплекса.
В облике придуманных ими домов легко читаются формы букв V и M. Такое архитектурно-планировочное решение позволило осуществить пересечение множества замкнутых на себя индивидуальных ячеек, благодаря чему жители новостроек чувствуют себя участниками большого сообщества. Южную часть фасада украшают треугольные балконы, которые благодаря своей необычной форме не затеняют пространство вокруг дома.
О проекте авторы говорят так: «Жизнь в городе поменялась, люди в Дании жаждут других пространств. Наш проект оспаривает мнение о том, что приемлемо для жизни, а что нет. Это малобюджетный проект, в квартирах нет межкомнатных перегородок, соседей разделяют только кухни и ванные комнаты. Мы рискнули использовать в строительстве материалы, которые раньше не использовались».
К слову, 250 квартирных блоков VM Houses были проданы в течение первых трех недель после запуска продаж.

scandydecember2018_14

Что получит победитель
Сейчас вы наверняка подумаете: «ABBA — это, конечно, хорошо, но как эта шведская группа, поющая на английском языке, затесалась в список знаковых продуктов скандинавского дизайна?» Попробуем объяснить. Замечали ли вы когда-нибудь, что одна песня способна изменить не только настроение, но и обстановку? Было дело? Так вот, немедленно включайте Happy New Year группы ABBA. Все! Готово! Елку можно не ставить.

Имена настоящего

scandydecember2018_15

Руди Вульф — дизайнер из Осло, который называет свое дело «небольшой практикой». При этом «практикант» занимает должность креативного директора на далеко не местечковой фабрике Northern Lighting, причем он — одно из главных действующих лиц скандинавской дизайнерской сцены.

scandydecember2018_16

Студия Vera & Kyte — дуэт двух норвежек Веры Клеппе и Осхильд Кайт, не просто подающий надежды, а уже добившийся определенного успеха в скандинавском дизайне. Девушки работают со многими флагманскими брендами полуострова и постепенно вливаются в общий европейский рынок.

scandydecember2018_17

Дизайнер Моника Форстер — уроженка загадочной Лапландии, живет и работает в Стокгольме. Ее фирменный стиль — все каноны скандинавского дизайна плюс элементы шалости. Она будто заново «изобретает велосипед», создавая вещи знакомые и понятные, но наделяя их особым характером.