Голландский с нуля: архитектурно-дизайнерские истории из Нидерландов

«КД» выясняют, как Нидерланды превратились в мирового экспортера дизайна и дизайнеров, кто из них добился признания, и почему творческим натурам непременно стоит побывать в этой стране.

текст: Яна Тимошенко

hollandjanuary2019_01

Светотень
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) — главное имя в истории голландской живописи и далеко не последнее в мировой. Сын зажиточного мельника из Лейдена, провинции в Южной Голландии, постигавший науку изобразительного искусства с 13 лет, Рембрандт являл собой большую загадку. Долгая преданность каноническим библейским сюжетам сочеталась в нем с передовыми взглядами на композицию и работу с красками в картинах. Но главный инструмент мастера — это, конечно, светотени. На полотнах великого голландца свет не заполняет изображаемое полностью, а ложится лишь в определенной области, требующей акцента. Сильный контраст между темным и светлым создает объем, драматургию, акцент. Технику Рембрандта изучают не только художники, но и фотографы. Дизайнерам тоже есть чему поучиться, верно?

hollandjanuary2019_02

С дырками и без
Одно время (очень давнее) сыр в Нидерландах использовали как валюту. А вообще, первые сыроварни появились на этой земле еще в IV веке до н. э. Считается, что исконно голландские сорта сыра имеют непременно дырчатый дизайн, однако это не обязательно.

hollandjanuary2019_03

Из бумаги
Нидерланды — то место, где ценят дизайн в любом виде, в том числе — мимолетный. Музей Рейсвейка, например, с 1996 года проводит биеннале, посвященную бумажному искусству, исправно собирая изрядное количество участников из Европы, Азии и даже США. Художники создают из бумаги сложные арт-объекты согласно тематике очередной сессии, которым ввиду хрупкости материала не суждено прожить долго. Но оно того стоит.

hollandjanuary2019_04

Пейзажи
Утопический провинциальный нидерландский пейзаж — бескрайнее поле, высаженное полосами разноцветных тюльпанов вперемешку с сочной травой, холмы и старые ветряные мельницы, лениво вращающие лопастями. Это именно та картина, глядя на которую росли многие голландские художники, режиссеры и, конечно, дизайнеры. Просто каждый извлек из нее свое.

hollandjanuary2019_05

Вандерс, Moooi
Пока все северные страны стремятся к простоте и функциональности интерьеров, Нидерланды идут своим путем. Марсель Вандерс, главное лицо голландского дизайна на мировой арене, не то чтобы вовсе пренебрегает функцией и удобством, но во главу угла всегда ставит форму и декор. «Больше фантазии! Больше воспоминаний! Больше чувств!» — таков девиз Вандерса, которому он не просто следует, но и порой идет впереди него.
Спроектировав множество дизайнерских продуктов для фабрик по всему миру, в
2001 году Марсель вместе с другим гениальным голландцем, предпринимателем Каспером Виссерсом, учредил свою фабрику. Ее назвали Moooi, что переводится как «красииивый». В рамках собственного производства Вандерс отрывается на полную катушку и привлекает таких же креативщиков, как он сам.
Для Moooi нет никаких запретов — здесь мебель поджигают, чтобы придать ей законченный вид, создают торшеры «конских» размеров, переворачивают диваны набок и продают их как кресла. А потом, когда нужно сконструировать новый светильник, собирают все старые в один, и вуаля — люстра мастодонтских размеров и мегадизайна готова!

Имена De Stijl

hollandjanuary2019_06

Архитектор Геррит Ритвельд (1888–1964 гг.) — одно из главных лиц голландского общества «Де Стейл» (De Stijl), образованного в 1917 году на почве развития нового художественного направления — неопластицизма. Его «Красно-синий стул» стал одним из символов жанра.

hollandjanuary2019_07

Ян Вилс (1891–1972 гг.) — еще одна фигура «Де Стейл», архитектор, завоевавший — без шуток — золотую медаль за архитектурный проект олимпийского стадиона в Амстердаме.

hollandjanuary2019_08

Архитектор Якобус Йоханнес Питер Ауд (1890–1963 гг.), имеющий голландско-германские корни, сначала был ярым адептом движения «Де Стейл» и неопластицизма, но затем резко перешел в набирающий обороты баухаус.

hollandjanuary2019_09

Уклончивый Амстердам
Одно из любимых развлечений гостей нидерландской столицы после прогулок по «Кварталу красных фонарей», подсчета велосипедов, припаркованных вдоль каналов, и посещения кофешопов — разглядывание «танцующих» домов. Причем имеет место как боковой крен — один дом может буквально заваливаться на соседний, так и наклон фасада вперед.
Первое объясняется тем, что старые строения, которые сегодня составляют туристически привлекательный «костяк» города, возведены на деревянных сваях. Технология придумана еще в XV веке и не позволяет зданиям погружаться в болотистую почву. Однако древесина со временем подгнивает и не дает поддерживать фундамент в нужной кондиции, из-за этого и заваливаются дома. Хорошо, что в наши дни строители используют более прочные материалы, чем древесина, и старые здания Амстердама имеют в поддержку крепкое соседское плечо.
А вот наклон вперед планировался изначально. Логика строителей была проста — на верхних этажах размещались склады с товаром, защищенные высотой от возможных затоплений. Поднимали торговую продукцию через окна, подвешивая груз на вогнанные в стену крюки, а чтобы он не бился о соседние окна и не разрушал фасады, дома делали под наклоном.

hollandjanuary2019_10

Стеклянный Эйндховен
Судьбу Эйндховена как мировой столицы современного искусства и дизайна решила местная компания Philips, основавшая в нем свою первую штаб-квартиру. Высокие технологии и взлет экономики, пришедшие вместе с крупнейшим производством световых решений, медицинского оборудования и потребительской техники, обернулись прочным каркасом для города и его архитектурного облика. Дело в том, что после Второй мировой войны здесь почти не сохранилось традиционной голландской архитектуры. Буквально на развалинах жители годами строили новый Эйндховен, который совершенно не интересен туристам, жаждущим ганзейских набережных и убористой брусчатки. Зато привлекает фанатов искусства, дизайнеров и поклонников передовых технологий.
С 1955 года в Эйндховене существует Академия дизайна, кующая лучшие кадры страны, а сам город теперь называют не иначе как голландской колыбелью дизайна. Здесь уже 20 лет проводится Голландская неделя дизайна, с каждым сезоном набирающая все больше и больше визитеров.

hollandjanuary2019_11

Шок-контент
Если Вандерс создает видимость ручной работы при серийном производстве, то дизайн-дуэт Studio Job прославился тем, что старается выпускать продукты в единственном экземпляре. Некогда семейная пара, а теперь просто соратники по бизнесу голландцы Джоб Смитс и Нинке Тинагель не имеют никаких внутренних запретов и не боятся шуточек «ниже пояса». Одна из музейных ретроспектив их творчества носит название «Сумасшедший дом», что само по себе вызывающе, хотя и точно описывает происходящее в экспозиции. Практически все разработки Studio Job оседают в частных коллекциях, однако со временем в биографии Нинке и Джоба появились подвижки в сторону масс. Их коллаборация с брендом Seletti сделала дизайн студии доступным и для небогатых поклонников творчества дуэта. Например, держатель для туалетной бумаги дизайна Studio Job обойдется всего в 4 100 рублей.

Имена настоящего

hollandjanuary2019_12

Дизайнер Бертьян Пот с ярким и парадоксальным стилем — фаворит Марселя Вандерса. Особенно интересно видение Потом цветов и их комбинаций. Так решили и на фабрике Cassina, доверив ему «переодеть» икону дизайна — кресло, разработанное Герритом Ритвельдом.

hollandjanuary2019_13

Дуэту Scholten & Baijings, супругам Кароль Байингс и Стефану Шолтену, прочат громкий успех, сопоставимый с фанфарами в адрес Studio Job. Эти голландцы тоже любят эксперименты с формами, но не перегибают палку, поэтому имеют в заказчиках фабрику Moroso.

hollandjanuary2019_14

Еще одна дизайн-чета (чувствуете национальную тенденцию?). Кики ван Эйк и Юст ван Блейзвик выступают под общей маркой Joost and Kiki, но творят по отдельности. Кики представляет свои объекты, Юст — свои. И оба любимцы фабрики Moooi.