Архитектор Виталий Русакович — амбассадор компании OIKOS в Калининграде

Улучшим мир цветом: о чем нравится думать калининградскому архитектору Виталию Русаковичу, которого компания Oikos назвала своим амбассадором в Калининграде.

текст: Елена Федотова фото: Бока Су, Роман Городко

oikosfebruary2018_01

Итальянская компания Oikos объявила Виталия Русаковича «Архитектором года 2017» по работе с материалами Oikos в Калининграде и области. Чтобы понимать всю значимость этого события, следует хорошо знать Oikos. Сегодня она по праву считается компанией номер один в Италии среди производителей декоративных составов. Но, на наш взгляд, удивителен не только ассортимент Oikos (а здесь, без преувеличения, есть чем восхититься), а подход компании к созданию и продвижению своей продукции — откровенное и очень эмоциональное стремление сделать окружающую действительность лучше. Активно работая с архитекторами всего мира, Oikos направляет синергию творческих усилий на разработку новых инновационных продуктов, которым под силу подчеркнуть красоту архитектуры, авторского дизайна и самобытность арт-пространств. Причем в общении с профессионалами компания ценит не столько активность работы с материалами Oikos, сколько их творческий потенциал, желание мыслить и проектировать нестандартно.

oikosfebruary2018_02

От имени компании Oikos представитель бренда Михаил Павлов вручил архитектору признательное письмо.
Идеи, пропагандируемые Oikos, прозвучали в нашем интервью с Виталием Русаковичем, калининградским архитектором, которому итальянский бренд публично выразил свое признание. Итак, знакомьтесь: Виталий Русакович, архитектор «АрхпроектГрупп». Для своего 36-летнего возраста он имеет «неприлично большой» профессиональный опыт — 20 лет. Работы Русаковича известны, пожалуй, каждому калининградцу. Из крупных это театр эстрады «Янтарь-холл» в Светлогорске, казино в игорной зоне «Янтарная» и возводимый на берегу Преголи гостинично-деловой центр «Ластадие».
— Я занимаюсь архитектурой с шестнадцати лет, — рассказывает Виталий Русакович. — Практическая работа началась на третьем курсе Калининградского градостроительного колледжа, не прекращалась и пока я получал высшее архитектурное образование в Минске, длится, к моему удовольствию, и сейчас. Надеюсь, мои профессиональные горизонты светлы и достижимы.

oikosfebruary2018_03

oikosfebruary2018_04

При оформлении холлов и игровых залов в казино активно использовались материалы Oikos.
— Девиз компании: «Oikos — цвет и материя для архитектуры». Насколько он вам созвучен?
— Полностью. И цвет, и материя — это рабочие инструменты архитектора. Первая оценка, которую дает обыватель любому проекту, — это нравится или не нравится, и здесь цвета, фактуры, текстуры выходят на первый план. Именно они привлекают внимание, задают настроение и отводят объектам те или иные роли — одни выводят на первый план, другие делают статистами, гармонизируют объект со средой.
Oikos предлагает архитекторам профессиональные, качественные декоративные материалы, но главное, что дает компания, — это возможности. Фабрика с удовольствием вступает в сложные проекты и всегда готова к новым разработкам.

— Oikos нередко участвует в очень необычных проектах, например, уже несколько лет сотрудничает с МАУ — Музеем городского искусства в Турине, помогая своими составами создавать арт-объекты. Недавно оформила павильоны выставки MAXXI в Риме, посвященной современным ювелирным изделиям. Как вы считаете, Калининград интересен с этой позиции?
— Безусловно, ведь казино в игорной зоне, в оформлении интерьеров которого приняла компания Oikos, тоже необычный объект. И не только потому, что это первое казино в самом западном регионе России, но и по своей сути: казино строится и декорируется по особым правилам, его задача — купировать человека от внешней среды, погрузить в особую атмосферу роскоши и дать ощущение, что он находится в мире благополучия, успеха и денег. В восточных странах казино — это всегда чрезмерная роскошь, игровые залы просто «купаются» в золоте. Европейские казино выглядят более сдержанно, а в северных странах даже аскетично. Калининград находится на границе двух культур: с одной стороны — европейская сдержанность, с другой — залихватское русское «Эх!». Поэтому мы искали материалы, которые могли бы стать связующим элементом между западным и европейским видением дизайна — быть роскошными, но не кричащими, самодостаточными и при этом добавлять интерьеру лоска и респектабельности. Одним таким материалом стал янтарь, для оформления казино использовали несколько тонн, а вот партнерами солнечному камню стали декоративные штукатурки.

oikosfebruary2018_06

— Почему именно составы Oikos?
— Для меня как архитектора любые декоративные материалы — это язык для самовыражения (к слову, на этом объекте использовались интересные составы и других производителей), но, на мой взгляд, язык Oikos наиболее образный. Штукатурки этого бренда не только богаты на цвета и фактуры, но и отзывчивы к игре света — стоит попасть на них лучику, и они начинают искриться. В декоративных составах Oikos много блеска, именно дорогого блеска, что в контексте данного проекта очень значимо. Нам было важно разработать глубокий, увлекающий интерьер, а различные техники нанесения итальянских декоративных штукатурок дают возможность создавать необычные зрительные эффекты на стенах, делать любую поверхность выразительнее. Мы специально продумывали освещение, чтобы подчеркнуть богатство материалов Oikos — хрустальные бра просто зажигают стены, и этот эффект впечатляет.
Есть еще два немаловажных фактора, которые сыграли в пользу итальянского бренда, — долговечность и экологичность материалов. Принципиальная позиция Oikos — производить материалы, безопасные для здоровья человека и окружающей среды. Компания вкладывает много средств и усилий для проведения исследований в этом направлении и разработки новых технологий. В прошлом году фабрика даже получила премию Enterprise Innovation Award, цель которой — выделить компании, повышающие свои конкурентные преимущества за счет инноваций. Такой подход позволил Oikos выпустить ряд декоративных составов без добавления формальдегидов и канцерогенов. Конечно, это незаметно глазу и никак не отражается на эстетике, но это влияет на ощущения в помещении, где люди проводят много времени.

oikosfebruary2018_07

— Сейчас роскошь приходит в моду, по крайней мере, в дизайне интерьера. Очевидно, что времена аскетичных лофтов и скандинавской простоты уходят в прошлое, а экологичность и вовсе магистральный тренд. Как вы оцениваете моду в архитектуре?
— Не люблю это слово. Мода может прийти на определенные вещи или даже стили, но это не значит, что вы начнете получать от них удовольствие и они дадут ощущение вкуса жизни. Конечно, в каждой эпохе есть стиль, который можно условно назвать модным: барокко, романтизм... Сейчас настали времена постмодернизма, который объединяет историческое наследие и современные архитектурные решения, но насколько к нему подходит слово «модный»?

oikosfebruary2018_08

— А локальные тренды в архитектуре существуют, например, ганзейский стиль, который все чаще читается в облике новых зданий Калининграда? Взять хотя бы комплекс «Ластадие», над которым вы сейчас работаете.
— Скажем так: ганзейский стиль уместен в нашем городе, который пережил так много перемен на своем веку. Я люблю проводить параллели с Гамбургом — тоже ганзейский, тоже северный и такой же дождливый, как Калининград. Город сильно пострадал во время войны, но немцы не стали восстанавливать старые ганзейские районы, а пошли по пути нового строительства и возвели то, что было для них актуально. И теперь в Гамбурге есть все: от ратуши старой довоенной архитектуры до современного квартала Хафен-Сити с архитектурными решениями, которые сейчас на пике популярности. Для Калининграда возможен тот же путь, но у нас все намного сложнее — мы не живем на этой земле и ста лет, культурная прослойка не сформировалась, и вкусовые предпочтения населения в архитектуре пока не определены. На этот процесс надо много времени, смена не одного поколения, поэтому нам сейчас куда важнее не стиль, не мода, а комфорт городской среды, и визуальный в том числе.

oikosfebruary2018_09

oikosfebruary2018_10

Богатая палитра цветов и фактур декоративных штукатурок Oikos создает атмосферу роскоши и благополучия.
— И тут разговор снова возвращается к цвету и фактурам. Несколько лет назад говорила о Калининграде с Клаудио Балестри, президентом компании Oikos. Он порекомендовал фасадам наших домов сочные краски осени, чтобы добавить солнца в прибалтийский климат. У вас есть свой колористический рецепт для Калининграда?
— Соглашусь с сеньором Балестри. Желтые, охристые тона нашему городу «к лицу», тем более что они исторически здесь использовались. Все мы видим, что 70% времени город из-за погоды выглядит серым, и когда появляются яркие цвета, он оживает. Я бы советовал сложные горчичные оттенки, которые можно подчеркнуть бирюзой, изумрудными тонами, терракотой, оранжевым. Но работать с ними надо аккуратно, без фанатизма, страшно представить, что случится с городом, если чувство меры колористам откажет.

oikosfebruary2018_11

— Что вас беспокоит в городской архитектуре, кроме работы с цветом?
— Тревожит нарушение масштаба, городские кварталы несоразмерны человеку, теряющему собственную значимость в городских джунглях. От архитектуры многое зависит, хотя далеко не все. Это одна из оболочек человека, защищающая его от внешнего мира, без домов мы просто не могли бы существовать, но именно архитектура может и должна объединять нас с внешней средой. В последнее время ратую за благоустроенные общественные пространства, где можно просто приятно гулять, общаться. Мы слишком много закрываемся внутри зданий, и наша жизнь мало протекает на улице, а хотелось бы больше. Да, у нас не очень комфортный климат, но это решаемо. Хороший пример — театр эстрады «Янтарь-холл» в Светлогорске. Когда «АрхпроектГрупп» приступила к реконструкции этого объекта, мы поставили перед собой задачу: сделать инфраструктурно сложный механизм, который сочетал бы разные функции и притягивал людей с разными интересами. Во многом это удалось. Здесь можно проводить фестивали, ярмарки, устраивать опен-эйры в любую погоду, благодаря большой, закрытой от дождя уличной площадке. Вопрос, насколько это используется. Но я надеюсь, что комплекс заживет полноценной жизнью и станет центром городской инфраструктуры, и объектов подобного плана станет больше.

— На сайте Oikos я прочитала такую фразу: «Нам нравится думать, что те, кто выбирает наши решения, имеют доступ к новой философии взаимоотношений с цветом и с изменяющимся миром». То есть им приносит удовольствие даже сама мысль об этом. Что «нравится думать» Виталию Русаковичу?

— Мне нравится думать, что все спроектированное мною будет приносить людям пользу, добавит удобства в городе и кайфа от жизни. Люди начнут больше общаться, встречаться, гулять. Мне нравится думать, что людям это будет нравиться.

oikosfebruary2018_12

Официальное представительство Oikos в Калининграде — декор-центр Oikos, пр-т Мира, 108.