Выслать из Сибири: дизайнер Анастасия Кощеева

Молодой дизайнер из Красноярска покорила Берлин и авторитетные мировые издания своими работами из самого что ни на есть русского материала.

текст: Яна Тимошенко фото: Анника Нагел, Crispy Point Agency

nastyaaugust2017_01

С Настей Кощеевой редакция «КД» познакомилась на прошлогодней выставке DMY в Берлине. Среди промышленного креатива, большей частью держащегося на голом энтузиазме и бессмертном девизе «слепила из того, что было», работы из бересты под брендом Anastasiya Koshcheeva показались нам родными и необычными.

nastyaaugust2017_02

Следующие встречи с «берлинской сибирячкой» происходили уже на площадках ведущих изданий: о Кощеевой пишут Elle Decoration, AD, Interni, Wohnrevue, оды ее работам поют порталы Dezeen и Design Milk. Европейское дизайн-сообщество не устает вручать ей награды, Россия — гордится, а нам удалось связаться с Настей и задать ей несколько вопросов.

Откуда
Дизайнер родом из Красноярска, здесь она окончила школу и даже успела недолго побыть студенткой-«рекламщицей» местного университета. Выиграв языковой конкурс, сибирячка отправилась изучать немецкий в Германию, уже там, в небольшом городе Кобурге, поступила в университет на специальность «Промышленный дизайн». «Я всегда хотела заниматься дизайном и создавать предметы, которые служили бы людям и хоть в какой-то степени делали мир лучше, — рассказывает Кощеева. — Немецкая школа всегда славилась своей понятностью, стремлением к минимализму, сильными концепциями, приверженностью природным материалам».
На момент окончания университета Анастасия имела опыт работы с марками Loewe, Villeroy & Boch, Siemens, Kaneka, Музеем техники в Берлине, трудилась на компанию e27, для которой создавала мебель, графику и иллюстрации. Стажировалась в Matthias Ries Design & Research. Как признается Кощеева, именно Маттиас Риз дал ей толчок в правильном направлении. В 2015 году молодой дизайнер открыла собственную студию.

«Происхождение мое и моих работ вызывает большой интерес — о «русском», а тем более «сибирском» дизайне мало кто слышал. И это только помогает в работе».

nastyaaugust2017_03

Кресло Sibirjak c оттоманкой — одно из первых и самое титулованное детище Кощеевой, с него и начался путь переосмысления вековых традиций сибирских мастеров.
Что и как
— Бересту я открыла для себя давно и влюбилась в нее сразу, ее возможности вдохновили меня на старт работы под собственным брендом. В создании объектов я привыкла отталкиваться от материала и его функциональных качеств, рассматривая эстетический аспект всего лишь одной из составляющих.
Берестяной промысел в наши дни практически утратил свой первоначальный характер, перейдя в плоскость «сувенирки». Поддерживая сибирских мастеров, сегодня Кощеева мужественно развенчивает мифы о ненадежности материала.
— Раньше береста заменяла людям пластик, применялась в строительстве и быту, из нее мастерили, например, обувь, сумки и даже лодки. Березовая кора прочная и долговечная, известная своими ярко выраженными антибактериальными и водоотталкивающими свойствами.
В планах Насти — изучение специфики других традиционных ремесел и природных материалов. Ее любимая стадия работы — концептуальная и экспериментальная части. Однако пока во главе угла бренда Anastasiya Koshcheeva остается береста, обещающая стать настоящим ДНК ее творчества.

nastyaaugust2017_04

Стул Taburet с трехмерным сиденьем из сплетенных полос бересты и стальным каркасом.

nastyaaugust2017_03

Контейнеры для еды Tuesa помогают сохранять пищу свежей дольше.

nastyaaugust2017_05

Chester — стеганная древесина для мебели, разработанная Настей совместно с Ойя-Мерием Яник.
Куда
В 2013 году Анастасия отметилась в качестве куратора мастер-класса в рамках Года Германии в России, организованного Гёте-институтом в Санкт-Петербурге, результаты которого были представлены в галерее Bulthaup. Молодой русский дизайнер — постоянный участник и призер выставок не только в Германии, но и в Лондоне, Париже, Милане.
Цели Кощеевой — вывести бересту на международный уровень и добиться возвращения утилитарности объектов из березовой коры, при этом поддержать сибирских мастеров (дизайнер хотела бы, чтобы производством ее концептов занимались «местные»). Настин маяк в дизайне — Патрисия Уркиола, она восхищается работами испанки и ею лично.
— Я поражаюсь удивительной способности Уркиолы чувствовать материал, цвета и текстуры, совмещать декоративные орнаменты и эстетично-эмоциональные формы с конструктивными решениями. Мне кажется, в этом плане она просто гений!
Посмотреть на предметы марки Anastasiya Koshcheeva вживую можно в берлинской мастерской, а также в многочисленных шоу-румах и галереях по всему миру. Предчувствуем, у «сибирского дизайна» есть все шансы закрепиться в роли нового направления. Удачи, Настя!

nastyaaugust2017_06