Цвет нации: французские предметные дизайнеры и их истории успеха

Реалии французского предметного дизайна на примере трех творцов, базирующихся в Пятой республике.

текст: Яна Тимошенко

francedesignerjanuary2018_01

Французский промышленный дизайн — вещь в себе. Взять хотя бы зимнюю дизайн-сессию Maison&Objet в Париже! Если миланский мебельный салон — не что иное, как ярмарка трендов, то парижская выставка воспринимается исключительно как источник вдохновения: «Ах, какая ваза! Ах, какие чудные обезьяны!»
Мебель и декор, представленные на Maison, высоко оцениваются публикой, но редко обретают статус «маст-хэв». Французов, ставших лицами современного поп-дизайна, можно пересчитать по пальцам: Филипп Старк (1), братья Буруллек (2), Жан-Мари Массо (3), Патрик Жуэн (4)… Подождите, Старка уже называли?..
При этом у французов проблем с дизайном нет. Вопреки устоявшемуся мнению, что эта страна — про моду, искусство и паркет «елочкой», предметный дизайн во Франции цветет буйным цветом. Пожалуй, даже слишком буйным — аутентичность местных дизайн-продуктов часто замыкает их внутри рынка. Отринуть излишний национальный колорит и прорваться на «экспорт» удается немногим. А большинство дизайнеров и вовсе патриотично не согласны на «адюльтер» и хранят верность исключительно отечественным маркам. Редакция «КД» выбрала трех совершенно отличных друг от друга французов, чтобы на их примере обозначить обстановку в Пятой республике: Фабрис Берру, Ора-Ито, Бина Байтель.

francedesignerjanuary2018_02

Для своих
Француз Фабрис Берру — отнюдь не новичок в промышленном дизайне. Его карьера началась в 1987 году, когда выпускник Национальной школы искусств в Дижоне организовал студию 18 Aout. Свой собственный стиль Берру обозначил сразу: чувственный и игривый дизайн, держащийся в рамках стереотипа о самой неханжеской нации в мире. Эксцентричные работы начинающего дизайнера быстро заинтересовали Центр Жоржа Помпиду в Париже, объединяющий под своей крышей небанальных авторов современности. В 1989 году Фабриса даже внесли в престижный нью-йоркский топ «Тридцать до тридцати», собирающий деятелей, успевших добиться карьерных высот до своего 30-летия.
В 1991 году Берру расширил бизнес, решив собственными силами производить придуманные концепты. Небольшая фабрика Фабриса Dix Heures Dix (произносится как «Дизердис») специализируется на выпуске светильников с использованием высокотехнологичных материалов. Назвать Dix Heures Dix суперуспешным проектом, конечно, нельзя. Однако количества французов, вот уже 26 лет выбирающих светильники марки для оформления домов, ресторанов и гостиниц, достаточно для того, чтобы Берру не бедствовал.
Параллельно с развитием собственного бренда Фабрис успевает читать лекции по дизайну в Ecole Bleue, создавать специфичные вещи для французских марок и попадать с ними на страницы авторитетных отечественных изданий. И все у него хорошо!

francedesignerjanuary2018_03

Буфет Zig Zag для фабрики Roche Bobois (2016).

francedesignerjanuary2018_04

Светильник из коллекции Ruban для Dix Heures Dix (2009).

francedesignerjanuary2018_05

Часы Ray для французской марки LEXON (2013).

francedesignerjanuary2018_06

Торшер Iris для Dix heures dix (2016).

francedesignerjanuary2018_07

Книжный шкаф Pixl для Roche Bobois (2014).

francedesignerjanuary2018_08

На экспорт
Ора-Ито, в миру — Ито Морабито, промышленный дизайнер-самоучка, с самого начала своего творческого пути рассчитывал на известность не меньше чем мировую. В жилах уроженца Марселя течет кипучая смесь из французской, итальянской, аргентинской и немецкой крови. Отец Ито — знаменитый фабрикант, производит все, что можно произвести: чемоданы, коньяк, духи, ювелирные изделия и так далее. Тетушка дизайнера Беатрис Морабито — популярный во Франции и за ее пределами фотограф и художник. Из-за «непростых» родственников Ито и взял творческий псевдоним — не хотелось «выезжать» на фамилии.
Амбициям француза можно только позавидовать — в 1997 году, будучи еще совсем юнцом, Морабито организовал студию Ora-Ito. Вместо долгой учебы на дизайнера и стажировок в мастерских мэтров марселец выбрал совсем другой старт. Он заполонил Интернет дизайн-концептами, будто бы разработанными по заказу ведущих мировых брендов: Nike, Apple, Louis Vuitton. «Оскорбленные» компании готовили судебные иски, а общественность во главе с журналистами пыталась разобраться, что это за наглый новичок. Но для Ито все закончилось как нельзя лучше — его заметили и даже простили невинную шалость. Сегодня Ора-Ито по-настоящему сотрудничает с Cassina, Zanotta, Citco, Roche Bobois, Vondom, Artemide, Gorenje, создает интерьеры шоу-румов и ресторанов и вписывается практически в любые дизайн-истории по всему миру.
Стиль работ Ора-Ито космополитичен и приживается повсеместно. Он, человек без какой-либо академической закваски, готов работать с любыми материалами и технологиями: использовать в дизайне кроссовок гнутую фанеру — это нормально! Не исключено, что именно ему, готовому с одинаковым воодушевлением разрабатывать флакончики для парфюма и дизайн трамваев, удастся-таки отобрать у Старка титул самого знаменитого француза в мире дизайна.

francedesignerjanuary2018_09

Проект лестницы для офиса компании LVMH в Париже (2017).

francedesignerjanuary2018_10

Флакон, созданный для парфюма Idylle модного дома Guerlain (2009).

francedesignerjanuary2018_11

Мраморный шезлонг Venus для Citco (2017).

francedesignerjanuary2018_12

Трамваи Citadis X05 для новой линии в Ницце, которая свяжет пригородный аэропорт с морским портом (2018).

francedesignerjanuary2018_13

Для единиц
Бина Байтель — коренная парижанка, выпускница Национальной высшей школы архитектуры Парижа «Ля Виллет». В работе предпочитает эксперименты с реальностью. Главная ее задача — облачить функциональность предмета в сюрреалистическую, возбуждающую полет фантазии оболочку.
В 2006 году Бина организовала студию Bina Baitel, которая не концентрируется на каком-либо одном направлении. Байтель проектирует мебель, освещение, космические установки, пишет картины и разрабатывает вывески, занимается архитектурой и оформляет витрины. Она даже придумала сумку для покупателей Ikea.
Бине будто бы не дано делать простые вещи, подходящие всем, — только с «подвывертом», которые по вкусу единицам. Если парижанка создает тумбу, это будет обыкновенная тумба — на четырех ножках, из некрашеного дерева, но с гибким текстильным корпусом, чтобы менять конфигурацию в зависимости от настроения. У часов может не быть циферблата, но ресницы для них — обязательны. Придумывая межкомнатную дверь, Бина врезает в нее с десяток глазков на разной высоте, чтобы подглядывать в них могли все члены семьи вне зависимости от их количества и роста.
Хорошо, что мир большой и «единиц», приобретающих идеи Байтель, в итоге собралось немало. В свою очередь француженка не только грезит и фантазирует, но и применяет новые технологии — использует OLED (органические светодиоды), разрабатывает коллекции для незрячих и получает заслуженные награды.

francedesignerjanuary2018_14

Система из прикроватных столиков и ковра Confluentia (2012).

francedesignerjanuary2018_15

Книжный стеллаж Tiss для фабрики Roche Bobois (2017).

francedesignerjanuary2018_16

Полиморфный сервант Operio (2011).

francedesignerjanuary2018_17

Часы Lash Clock. Вместо стрелок и цифр — загибающиеся ресницы (2015).