Традиции интерьеров Китая и Японии и современной прочтение восточного стиля

Найденова Лариса
Дизайнер интерьера
Проникаемся эстетикой традиционных интерьеров Китая и Японии.

текст: Ольга Синявская консультант: Лариса Найденова

Экзотические китайские и японские интерьеры во многом похожи. К слову, исторически Япония испытывала достаточно сильное влияние китайской культуры, отсюда и сходство: любовь к древесине, перегородкам и ширмам, низкой мебели. При этом японские жилища были более строгими и лаконичными, чем яркие и декоративные китайские. Интересно, что в наши дни уже наоборот — Китай испытывает влияние японского минимализма.

vostokfebruary2018_01

Скромная архитектура
Сегодня японцы — трендсеттеры в мировом дизайне, желанные персоны в западных архитектурных бюро. Японский минимализм оказал огромное влияние на взгляды европейских архитекторов, и неудивительно, что дом в стилистике Страны восходящего солнца имеет у них особую привлекательность.
Традиционный японский дом — сукиядзукури — представляет собой возведенный на сваях деревянный каркас с массивной двускатной соломенной или черепичной крышей. Между несущими колоннами — раздвижные деревянные решетки, обтянутые светопроницаемой бумагой. Солнечный свет — основной, а зачастую и единственный источник освещения. Под свесом кровли расположена веранда, соединяющая дом с садом. По сути, традиционное японское жилище — это просто деревянный настил, приподнятый над землей, практически без мебели и на первый взгляд будто даже без стен. Именно такое строение и послужило основой для того, что сегодня называют традиционным японским интерьером, который стремится гармонично объединиться с ландшафтом.
В простой и естественной архитектуре сукиядзукури воплощается внутренняя сосредоточенность японцев. В интерьере этот идеал достигается посредством простоты форм, эффекта потертости, использования натуральных материалов и приглушенных цветов.

vostokfebruary2018_02

Японцы очень любят природу и натуральные материалы. В этом интерьере дома, построенного в японской эко-деревне, дизайнеры студии ALTS Design Office использовали много дерева в отделке и гравий для декора. На нем стоят горшки с растениями, которые позволяют ощутить себя как в настоящем лесу.

Татами и очаг
Традиционная простота сукиядзукури позволила не только сохранить национальное своеобразие японской архитектуры, но и, ухватив дух традиций, успешно интегрировать их в современный контекст. Со временем дома сукиядзукури, оставив все основные принципы, эволюционировали в жилища минка, которые часто встречаются и сейчас.
Традиционный дом минка подразделяется на городской — матия и сельский — нока. В доме существуют две основные зоны: утрамбованный земляной пол и высокий пол на деревянных опорах. Минка может иметь от трех до шести комнат, обязательны гостиная, спальня и столовая с очагом. Размеры жилых помещений по сей день измеряются татами — матами для пола определенного размера. Татами устилают почти всю площадь пола и заменяют большую часть мебели (за исключением помещений с очагом, где полы деревянные, а очаг обустраивается как свое-образный костер вровень с полом). В сельских домах большой двор с печью камадо и колодцем выполняет функцию кухни и ремесленной мастерской.
В городском матия обычно есть нежилой второй этаж для хранения, куда ведут крутые лестницы, либо шкаф хако-кайдан, дошедший в несколько преобразованном виде до современных интерьеров. Минка — одновременно и частное жилье, и место работы. Принцип совмещения жилого дома с магазином, офисом, мастерской встречается в Стране восходящего солнца до сих пор. Самобытность местного интерьера определена влажным, жарким климатом. Например, сады, неизменная составляющая традиционных японских домов, всегда располагаются рядом с санузлами, внутрь которых можно попасть только со двора — так обеспечивается естественная вентиляция воздуха. Веранда энгава, образованная скатом крыши, со времен сукиядзукури соединяет дом и сад, защищает от осадков и дает тень. Из-за отсутствия трубы очага кухня лишена потолка, а функцию вытяжки выполняют небольшие окна в крыше (аналог второго света в современном западном интерьере). Этот прием организации пространства применяется и сегодня. Высокий пол, продуваемый насквозь, тоже обеспечивает вентиляцию, так же как и фрамуги над традиционными раздвижными перегородками. Все эти приемы получили название «пассивный дизайн».

vostokfebruary2018_05

Столик Zen Cinius. Цена: 111 472 руб. shopcinius

Современный минка
Интерьеры домов минка отличаются простотой отделки. Темное дерево несущего каркаса, потолков, полов, раздвижных дверей и стен (в отличие от сукиядзукури здесь уже появляются стены) контрастирует с белой бумагой внутренних перегородок. Малочисленная тяжеловесная мебель, напоминающая деревянные сундуки, соседствует с плетеными корзинами и коробами.
Минка в адаптированном к современным условиям варианте существует до сих пор, и обычные японцы живут именно в них. Однако земляной пол они больше не оставляют открытым, а покрывают материалами нового времени. У европейцев японцы позаимствовали некоторые предметы обстановки, в частности, стулья и кресла, таким образом сократив площадь, покрытую татами и предназначенную для сидения на полу. Комнаты стали частным пространством (чего не было в традиционных минка и сукиядзукури). Проектируются отдельные спальни, детские, комнаты для гостей. Однако центральными помещениями, как и прежде, остаются гостиная и смежная с ней столовая. В санузлы теперь можно попасть из жилых помещений, а не только полюбовавшись цветущей сакурой.

vostokfebruary2018_06

Дом в окрестностях Токио, реконструированный архитекторами студии Keiji Ashizawa Design, до переделки был простой двухэтажной постройкой с тесными комнатами и маленькими окнами. В результате получился просторный дом «без стен», в классической японской традиции.

Телевизор на алтаре
Еще одной вехой в адаптации минка к современным реалиям стал ва-модерн (ва — японский), или японский модернизм. Сейчас именно это направление, соединившее западные и исторические восточные принципы, самое распространенное в японском интерьере. Теперь жилой дом состоит как бы из двух частей: традиционно японской и западноевропейской.
Ва-модерн заимствовал западную концепцию совмещенного пространства: кухня — столовая — гостиная. Над этим помещением, центральным в доме, как и в традиционных минка, нет второго этажа и потолка (второй свет). В гостиной появляется свойственный западным интерьерам камин. На смену верандам часто приходят террасы, как продолжение гостиной или столовой. Вместо бумажных перегородок — стеклянные панорамные ограждения. Прихожая, символизируя зону низкого земляного пола, делается на более низком уровне по сравнению с основным, причем не только в частных домах, но и в современных квартирах и даже в общественных интерьерах.
Официальным или, точнее, «церемониальным» пространством дома является «японская комната» в стиле васицу. Комната имеет специальную нишу токонома или буддийский алтарь (древняя японская традиция), полы застелены татами. В токонома может находиться гравюра, свиток с каллиграфически начертанным изречением, икебана или курильница для благовоний. Современные японцы иногда размещают здесь телевизор. Сам по себе принцип встроенных ниш, мебели, кабинетов цукэ-сёин, шкафов осиирэ, где спрятаны вещи и домашняя утварь, характерен для национальной традиции.
В отделке по-прежнему важны привычные материалы: дерево, бумага, тростник, фанера. При этом все чаще применяется дерево светлых оттенков, иногда в сочетании с белыми виниловыми обоями, имитирующими штукатурку. Осветительные приборы не берут на себя акцентной нагрузки. Встроенное освещение и светлые абажуры из рисовой бумаги создают мягкий рассеянный свет.

vostokfebruary2018_09

Традиции Поднебесной
Китайские зодчие руководствуются теми же конструктивными принципами, что и японцы, но к вопросу строительства подходят более фундаментально. Традиционный китайский дом — сыхэюань, так же как и сукиядзукури, представляет собой стоечно-балочную деревянную конструкцию, но уже водруженную на каменный фундамент. Тяжелая кровля ложится на систему балок, карнизов и колонн. Пролеты между колоннами, как правило, заполняют сборно-разборные деревянные конструкции — оконные и дверные блоки с изящными переплетами, затянутые светопроницаемой бумагой.
Сыхэюань — это не просто дом, а целая система строений, расположенных симметрично по периметру внутреннего двора. Некоторые сооружения соединяются галереей. Дом как бы разрастается за счет увеличения количества строений, а затем и за счет увеличения числа самих дворов. Весь комплекс по периметру замкнут единой, практически глухой стеной, лишь южная ее сторона имеет решетчатые окна и двери, а северная допускает наличие небольших проемов. Сразу за входом есть дополнительная глухая стена инби, защищающая дом от злых духов и взглядов соседей. Таким образом, сыхэюань обращен внутрь двора, где располагается живописный сад.
Традиционные интерьеры сыхэюань демонстрируют нарочитую пышность, причудливость форм и многообразие декора. Талисманы и иероглифические надписи соседствуют с цветочными композициями. Палитра цветов богата и разнообразна: желтый, зеленый, синий и другие жизнеутверждающие оттенки, но доминирует среди всех красный — «цвет огненного дракона». Темным оттенкам отведено незначительное место. Сад внутреннего двора является частью интерьера и имеет свои эстетические требования — он словно нарисован на картине.

vostokfebruary2018_10

Интерьер в Китае сегодня
В наши дни, как и прежде, китайская архитектура стремится поразить масштабами и причудливым разнообразием форм. Однако современный китайский интерьер — это в основном проекты западных и японских, а не отечественных архитекторов-проектировщиков. Сейчас дизайн в Китае пока только адаптирует традицию к реалиям. Одна из ведущих тенденций в интерьерах современного Китая — влияние японского минимализма. Неизменными приметами традиционной архитектуры в Китае остаются использование разнообразных деревянных решеток и разных видов кирпича, а также сохранение принципа замкнутого дома-двора.

vostokfebruary2018_11

В интерьере этого дома в Москве дизайнер Мария Ватолина использовала «китайские» предметы в новом современном, немного ироничном прочтении. Любимый китайцами красный цвет тоже видоизменили — аутентичный оттенок был бы темнее. Характерный элемент восточного интерьера — ширмы — изготовили на столярном производстве. На экраны натянули синий шелк — в этом виде они заменили шторы.