Талант удивляться: эксклюзивное интервью дизайн-критика Ольги Косыревой

Дизайн-критик Ольга Косырева эксклюзивно для «КД»: о жизнеспособности трендов и Коленках Муравиной.

текст: Ольга Синявская

косырева1

В Калининград эксперт, преподаватель московской Школы дизайна интерьера «Детали», а в прошлом автор и редактор специализированного глянца Ольга Косырева приехала с лекцией о трендах по приглашению салона InterioRRoom. На лету угадывать, в какую сторону подует интерьерный «ветер», и прогнозировать новые явления спикеру помогает колоссальная насмотренность. «Багаж» у Ольги немалый — например, ключевую для дизайнерского мира выставку Salone del Mobile в Милане она исправно посещает 20 лет подряд без «прогулов», не говоря о десятках прочих ежегодных профессиональных путешествий, в каждом из которых Ольга черпает новую порцию вдохновения.

— Ольга, как, посещая такое количество дизайнерских выставок, вы до сих пор умудряетесь удивляться чему-то? Многие ваши коллеги сетуют, что нового уже несколько лет там не находят.
— Всему виной врожденное любопытство. Я люблю удивляться, и мне всегда мало, хочу посмотреть и это, и другое, и третье. Только со временем осознанно научилась себе отказывать в каких-то мероприятиях и выбирать исключительно самые приоритетные. Ту же iSaloni действительно посещаю каждый год, и не сказала бы, что испытываю ощущение дежа вю. Многое повторяется, но не напрямую, и уж точно не в рамках одной человеческой жизни. Цикл долгоиграющего тренда —
40–50 лет. 40 лет назад в силу возраста я не интересовалась дизайном интерьера совсем. Поэтому на мой век трендов точно хватит, и наверняка еще будет чему удивиться. К тому же на любую новую тенденцию сейчас сильно влияют технологии. Так что мы наблюдаем не буквальный повтор интерьерной моды прошлых лет, а, скорее, ее новые витки, переосмысление в новых реалиях с их скоростью и техническими достижениями. И я убеждена, что даже в нашу эпоху постмодерна все равно можно создать что-то новое.
— В России сейчас бум на профессию дизайнера интерьера. Откуда у этого явления, на ваш взгляд, «растут ноги», и как это влияет на индустрию?
— Этот бум легко объясним. Во-первых, в стране не было дизайна в принципе очень долгое время. Поколение наших родителей, бабушек и дедушек жило вовсе без него. Фактически интерьерной индустрии в России — 25–30 лет. Мы новички в мире дизайна, а любая относительно новая профессия интересна и актуальна.
Еще один важный момент. В России огромный объем жилищного строительства, квартиры сдаются в основном с голыми бетонными стенами. Поэтому в большинстве случаев дизайнер — не роскошь, а необходимость. Самостоятельно хозяева не справятся. Услуга дизайнера перестала быть уделом избранных — на нее не скупятся даже владельцы небольших квартир со скромными бюджетами на ремонт. Получается, в этом смысле российская индустрия придерживается завета школы «Баухаус», основатели которой провозглашали доступность дизайна как одну из главных ценностей. Для сравнения: в Европе люди, принадлежащие к условному среднему классу, обычно не нанимают дизайнера, покупая квартиру. Жилье там сдается с отделкой стен, напольными покрытиями, плиткой, кухней — завози диван, кровать и живи! Столкнувшись же с голыми бетонными стенами, большинство людей совершенно теряются, а дизайнеры помогают решить вопросы планировки, общения со строителями и часто позволяют сократить издержки. И знаете, я считаю, что большое количество дизайнеров полезно для рынка. Конкуренция всегда заставляет соревноваться, и, как следствие, повышается качество услуги.

косырева2

— Какова сейчас роль российского дизайна в мировом контексте?
— Не так велика, как могла бы быть. Странно ожидать другого в стране, где долгое время не существовало, в принципе, даже частной собственности, не говоря уже о каком-то интерьере в этой собственности. Мировой дизайн поступательно развивался на протяжении всего XX века. Дизайнеры СССР тем временем решали глобальные промышленные задачи: проектировали троллейбусы, танки, общественные пространства. Хотя именно поэтому сейчас мы движемся семимильными шагами и у русских дизайнеров год идет за два, а то и за три.
По части предметного дизайна конкурировать с остальным миром нам, конечно, уже трудно, потому что мы пришли в эту сферу уже в постиндустриальную эпоху, наша промышленность на другом уровне.
В интерьерной же сфере в России есть топ-специалисты, которые могли бы быть очень востребованы «там», если бы прилагали больше усилий для своей профессиональной интернационализации. На международном уровне работают дизайнеры Кирилл Истомин, Гарри Нуриев, Надежда Ананьева, Ираклий Зария. Их проекты публиковали ведущие интерьерные СМИ Европы и США.

— У них есть какой-то общий национальный почерк? Читается ли «русский характер» в их проектах?
— Не думаю, что сейчас можно и нужно объединять дизайнеров по национальному признаку. Скорее, их работы наднациональны, и к этому, по большому счету, стремится весь мир. Это глобальный тренд. Я бы сравнила это с мастерством художника, которому, чтобы хорошо писать абстракцию, нужно сначала отточить до идеала мастерство классической реалистичной живописи. Как у художника со стилем, так у дизайнера с уровнем. Сначала нужно дорасти до проектов, востребованных в глобальном интерьерном мире, а потом уже, возможно, настанет время для особого «русского характера».

косырева4

— Дизайнер Дима Логинов как-то посетовал, что на его лекциях коллеги фотографируют слайд со ссылками на вдохновляющие блоги и сайты. Его расстраивает, что люди их не знали раньше, до выступления. А вас может огорчить неосведомленность аудитории?
— Я в этом плане более классический «педагог». Меня, наоборот, радует и даже раззадоривает, если я понимаю, что могу дать людям совершенно новую информацию. Стараюсь не просто обозначить явление интерьерной сферы, но и объяснить причину его возникновения и следствие. А незнание каких-то вещей вполне простительно, ведь образование для дизайнера — бесконечный процесс. В этой профессии невозможно достичь потолка. Особенно для интерьерного дизайнера, который напрямую работает с людьми, в отличие от предметного, для которого потребитель всегда абстрактен.
— А что скажете о месте специализированной прессы в современном интерьерном мире?
— Уверена, интерьерные журналы даже в нынешних реалиях не становятся менее актуальными. Все-таки уровень конкуренции информации при попадании в прессу очень высок. В топовых интерьерных журналах в год размещается всего
25–30 локальных проектов, это своеобразный знак качества. В интернете, особенно в инстаграме, сейчас слишком много информации и нет критерия, по которому ты понимаешь, что хорошо, а что плохо, кроме личного вкуса. В журнале строгий отбор — есть редакционная политика, это планка, уровень. Благодаря этому потребитель в итоге понимает: все, что попало в журнал, прошло определенный фильтр.
Из-за этого, кстати, у дизайнеров с редакциями случается недопонимание. Специалисты порой забывают, что журналы издаются для читателей-непрофессионалов, обычных людей, и редакция лучше знает, что интересно аудитории. А дизайнеру, само собой, в первую очередь интересно и важно «прокачать» свой статус, амбиции. Читатели хотят интерьерных рецептов, приемов, советов. Журнал должен в первую очередь дать именно это, а не служить ярмаркой тщеславия для профессионального сообщества.
Такое недопонимание, с другой стороны, иногда рождает интересные явления. Например, в прошлом году столичную и отчасти региональную дизайнерскую среду всколыхнул телеграм-канал «Коленки Муравиной» (его авторы резко высказывались о некоторых интерьерных проектах и конкретных дизайнерах, не стесняясь в выражениях и переходя на личности — прим. «КД»). Если отбросить грубую форму подачи в высказываниях «Коленок», то появление такого «изобличительного» ресурса мне кажется очень полезным.
По существу многие их резкие суждения справедливы. Неприятную правду не принято говорить в лицо, а озвучить анонимно, безусловно, проще. Это помогло вскрыть некоторые болезненные точки нашей сферы. Я, кстати, до сих пор периодически читаю «Коленки Муравиной», но уже воспринимаю канал, скорее, в качестве источника информации о происходящем в нашей сфере.

Благодарим салон InterioRRoom за помощь в организации интервью.