Стиль поп-арт в интерьере: атрибуты, палитра, основоположники и подражатели

Алексеева Анастасия
Архитектор, Дизайнер интерьера
Традиционные атрибуты и палитра безумного поп-арта, которому трендсеттеры обещают второе пришествие.

текст: Ольга Синявская

Алексеева Анастасия
Архитектор, Дизайнер интерьера

— Шестидесятые годы прошлого века оставили заметный бунтарский след в музыке, литературе, живописи и, конечно же, в интерьерах. Художники и дизайнеры того времени превращали в предмет искусства объекты массовой культуры. Они высмеивали общество потребления с помощью его же атрибутов.

Скульптура коробки мыла Brillo идола поп-арта Энди Уорхола в 1969 году была куплена начинающими коллекционерами всего за $1000. А в 2010-м ушла с молотка аукциона Christie’s за рекордные $3,3 миллиона.
Эхо шестидесятых
В США Энди Уорхол провоцировал добропорядочных сограждан своими «Банками с супом «Кэмпбелл» и портретом Мэрилин Монро, растиражированным в цвете. Художник из Нью-Йорка Рой Лихтенштейн дерзил, создавая картины из образов комиксов и рекламы, которые теперь стоят десятки миллионов долларов. В Великобритании Ричард Гамильтон шокировал своими саркастичными коллажами, в которых высмеивал среднего потребителя того времени. Скандинавский классик поп-арта Вернер Пантон целое десятилетие проектировал свой знаменитый стул из цельного пластика в форме высунутого языка. Впервые художники так плодотворно использовали массовую культуру в своих интересах, породив новое направление — поп-арт.

Смелые интерпретации комиксов и рекламы сделали американского художника Роя Лихтенштейна одной из самых влиятельных фигур американского поп-арта. Из комикса взят кадр и для известной картины «М-может быть (рисунок девушки)» 1965 года.
Многие новаторские по тем временам приемы и предметы не теряют актуальности и сейчас. Но эпоха бунта осталась позади, и то, что в шестидесятых шокировало публику и становилось сенсацией в мире дизайна, сегодня превратилось в набор декоративных решений.

Идею монолитного стула из пластика датский дизайнер Вернер Пантон разрабатывал с середины 50-х годов. Однако публике его представили лишь в 1967-м. За технически сложный проект взялась только швейцарская компания Vitra.
Поп-арт в своем классическом проявлении сейчас встречается редко, чаще можно наблюдать его современную трактовку. Например, совершенно космическим образом работает с традиционными для поп-арта цветами и фактурами культовый дизайнер наших дней Карим Рашид. Использование же пресловутых постеров с Мэрилин и супом Энди Уорхола или комиксов Роя Лихтенштейна в современном жилом интерьере отходит на второй план — они порядочно набили оскомину за полвека своей популярности. Хотя, например, в офисах или других общественных интерьерах эти аксессуары все еще могут быть уместны.

Саркастичный коллаж английского художника Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», созданный в 1956 году, считается первой работой в стиле поп-арт.
Интерьер контрастов
Цвет, безусловно, главный инструмент в создании поп-артовского интерьера. Основная задача дизайнера — добиться контрастности, а с ней — яркого всплеска эмоций. В палитре активных цветов можно выбрать абсолютно любой оттенок, и он на сто процентов впишется в картину. Классика поп-арта — желтый, который можно сочетать с сочными (возможно, даже кислотными) красным, розовым и голубым тонами, а также графичными черно-белыми орнаментами. Единственное условие — нейтральная основа стен, пола и потолка, которая не должна конфликтовать с остальными цветами интерьера. Хотя есть и абсолютно сумасшедшие, но при этом по-своему гармоничные примеры с яркими стенами, цветной мебелью и не менее акцентным декором. Здесь важно понимать, какого эффекта хочет достичь дизайнер: впечатлить, шокировать или просто привнести немного энергии в изначальное спокойствие.

«Розовый — новый черный», — утверждает дизайнер с мировым именем Карим Рашид, виртуозно играющий с элементами поп-арта в интерьерах. «Цветовой» девиз он применил, оформляя свою квартиру — двухуровневый лофт площадью 300 «квадратов», с шестиметровыми потолками, на Манхэттене — с садом и видом на Гудзон. Вся мебель и предметы интерьера причудливых форм созданы самим Рашидом, большинство из них выполнены в разных оттенках розового, так любимого хозяином. Буйство красок уравновешивается нейтральными белыми стенами, на которых нашли свое место броские картины американских авангардистов. В гостиной особое место занимает портрет жены Карима Рашида Иваны, написанный канадской художницей Джен Манн. Кстати, каждый месяц дизайнер делает в квартире перестановку.

Эпоха пластика
C точки зрения архитектурной организации пространства этот стиль неприхотлив и может быть реализован при любой планировке и площади помещения, ведь поп-арт в первую очередь играет на цвете и декоре. Есть отличные образцы применения стиля как в маленьких студиях, так и в пространствах с большой площадью: общественных и жилых лофтах, офисах. Поп-арт зародился в эпоху пластика, поэтому материалы в стилизованном интерьере уместно использовать в первую очередь искусственные: синтетические ткани, винил, экокожу и, конечно, пластик. А вот базовые элементы отделки, например, паркетную доску, можно и нужно выбирать натуральные.
«Голый» стул и черная икра
Для мебели в эстетике поп-арта характерна яркость цветов и форм. Это могут быть как дизайнерские предметы из пластика вроде знаменитого «голого» стула Фабио Новембре, так и кресла в стиле Людовика ХIV, но выполненные в безумной расцветке. При этом поп-арт вполне приемлет мебель и предметы интерьера простых форм из недорогих материалов, если акцент поставлен на других деталях.
Интерьер делают аксессуары: картины, постеры, другие предметы искусства. В декоре лучше использовать что-то нетривиальное, интерпретировать на свой лад традиционные атрибуты. Не вешать постер Энди Уорхола с изображением Мэрилин Монро, а заказать в цветах и стилистике поп-арта свой собственный портрет, любимый продукт или предмет быта. Если хотите сыграть на национальной тематике и не боитесь добавить в интерьер порцию китча, попробуйте растиражировать в большом масштабе на стене хохломской узор, стилизованный под поп-арт, или банку черной икры вместо приевшегося «супа «Кэмпбелл».

Внушительная хозяйская коллекция культовых предметов эпохи поп-арта послужила основой для интерьера дома в Коннектикуте топ-модели Ханы Сукоповой, ее мужа — предпринимателя Дрю Аарона и их детей. Перед дизайнером Марком Каннингемом стояла задача создать гламурное, но в то же время уютное и немного расслабленное пространство. Дань шестидесятым отдают работы Энди Уорхола на стенах, включая ту самую «Мэрилин», которая украшает игровую комнату пятилетнего Финна — сына Ханы и Дрю.

Здесь же нашли место четыре ярко-красных стула в форме языка работы датского классика поп-арта Вернера Пантона. Еще один привет от Уорхола, деревянные ящики Brillo, «контейнеры для стирального порошка», расположились в детской и прихожей.

Еще одна иллюстрация стиля Карима Рашида — интерьер Prizehotel в Гамбурге.

Футуристичное лобби напоминает кабину космического корабля из фантастических фильмов: ярко-белый потолок, кислотно-зеленые кресла обтекаемой формы, серебристые диваны и, конечно, обязательный розовый в отделке стен, светильниках, аксессуарах.