Система ценностей

Создатели мастерской Zusart супруги Артём Зюськин и Анна Павлюченко — о том, как развить бренд дизайнерских ювелирных украшений.

текст: Ольга Синявская

24June_ZusArt5-min

— Дизайн ювелирных украшений, скажем честно, в Калининграде не широко растиражированный бизнес. Как вы к этому пришли, как все начиналось?
Анна: Сначала был стол — обычный компьютерный, в съемной квартире, где мы семь лет назад придумали и создали свои первые украшения. Пришли к ювелирному делу не сразу, даже несколько неожиданно для себя. По образованию мы с Артёмом политологи, и после окончания университета оба какое-то время искали себя. Я работала на руководящих должностях в бюджетных организациях, Артём тоже сменил несколько мест.
Артём: На самом деле я благодарен своему университетскому образованию — нас научили думать и анализировать, но как этим реально заработать на жизнь? Со временем понял — нужна другая специальность. Однажды Аня принесла домой брошюру с вариантами обучения в колледже, среди которых была профессия ювелира. Первые шаги в этом деле совершал в найме, набирался опыта на производстве оправ для изделий из янтаря.



— Как эта тема развилась в семейный бизнес, что оказалось самым сложным?
Анна: У нас обоих есть вкус и хорошая насмотренность. Артём всегда отлично рисовал, конструировал, плюс получил профильное образование. Решили попробовать реализовать себя в ювелирном деле. Уже в процессе поняли, что бюрократии здесь, пожалуй, больше, чем творчества.
Артём: Ювелирная сфера — одна из самых регулируемых в России. Мы для себя выбрали работу с серебром, у нас в стране оно считается драгоценным металлом, и по закону мы обязаны вести учет сырья до сотых грамма. Огромное количество документации и отчетности даже для нашего микробизнеса.
Анна: Для тех, кто заходит в эту сферу самостоятельно, выбор очень жестокий: ты либо творишь, либо занимаешься учетом. Нам повезло друг с другом. Артём занимается разработкой украшений и производством, а я взяла на себя организацию процессов, учет, документацию. И вот здесь очень пригодился управленческий опыт.



— Как от стола в квартире вы перешли к собственному производству?
Артём: Я поставил станок дома и начал делать первые украшения для друзей из меди, латуни и серебра. В итоге мы сконцентрировались на серебре — как материале, который больше всего соответствует нашим собственным вкусовым предпочтениям. Со стилем определились сразу — минимализм, геометричные формы.
Анна: Как это часто происходит, за украшениями к нам стали обращаться друзья друзей. А когда среди покупателей появились совсем незнакомые люди, мы поняли, что пришел момент расширять дело. Мы зарегистрировали аккаунт в соцсетях и продавали изделия через него. Потом подключили шоурум в Санкт-Петербурге, который согласился взять нашу продукцию на реализацию, зарегистрировали ИП, нашли помещение под производство. Оба уволились с работы, чтобы всю энергию и время отдавать новому делу.
Артём: Первые два года я работал в маленьком помещении под текущей крышей на последнем этаже промышленного здания на Правой набережной. То время как раз пришлось на пандемию. У всех эмоциональный упадок, а у нас рост онлайн-продаж, благодаря качественным соцсетям и сайту. Бренд постепенно развивался, мы приобретали необходимые станки, наняли сотрудников. Теперь мастерская Zusart — это цех и офис общей площадью более 55 кв. м, производство полного цикла — от плавления сырья до шлифовки готовых украшений, в день мы их производим более сотни. Этот путь занял несколько лет. Да, мы не самые рисковые ребята и развивались довольно медленно, без кредитов, инвесторов и маркетологов. Годами, по мере зарабатывания и накопления денег собирали «по кирпичику» нашу мастерскую. Zusart — не стартап, к которому сразу пришел успешный успех. Но и такой путь развития бизнеса приводит к результату.

— Как родилось название бренда Zusart?
Артём: Вот тут как раз все было очень просто. Я решил вложить частицу себя и объединил первые части имени и фамилии — ЗЮСькин АРТём. Плюс аллюзия на «арт». К слову, мы и по поводу названия своих коллекций и изделий не устраиваем мозговых штурмов. Как видим, так и именуем. Например, у нас есть серьги «Треугольники», кулон «Кольцо» и так далее. Фантазировали только с коллекцией «Космос». Название серег и колец «Из жизни планет» — прямая цитата нашего любимого альбома группы «Мегаполис».



— Сколько сейчас коллекций у бренда, и чем они вдохновлены?
Артём: Мы разделили украшения на пять коллекций: «Базовая», «Витраж», «Космос», «Линии» и «Природа». Названия говорят сами за себя. Окружающий мир — бесконечный источник вдохновения.


24June_ZusArt3-min

— Что из своих украшений носите сами?
Анна: Я обожаю серьги «Солярия», могу носить их с любыми образами и по любым поводам. Кстати, пока не встретила ни у одного бренда похожего дизайна. На моих руках всегда много колец — миксую разные коллекции и формы.


Артём: На мне обычно фаланговое кольцо из базовой коллекции и аксессуары, которые я сделал для себя индивидуально.

— Где можно увидеть украшения Zusart, кроме ваших онлайн-ресурсов?
Анна: Сейчас наши кольца, серьги, браслеты и кулоны продаются в 16 партнерских шоурумах. Два из них в Калининграде, остальные — в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Йошкар-Оле и Перми. Все эти площадки работают исключительно с российскими дизайнерами.



— Кто ваш покупатель?
Анна: Это прогрессивная, свободная, модная женщина. Она любит оригинальные вещи и не подвержена стереотипам.


24June_ZusArt4-min

— У ваших украшений весьма лояльная цена, особенно для дизайнерского продукта. Намеренно держите невысокую стоимость?
Анна: Честно говоря, пока просто осторожничаем. Да, знаем, что изделия, близкие нашим по концепту, зачастую стоят дороже. В Москве и Санкт-Петербурге купят за любую цену — это факт. Но для нас, как для локального бренда, все же важно продаваться именно в Калининграде, а здесь покупательская способность несколько иная. Ну и, наверное, такие цены отчасти связаны с нашими личными финансовыми ощущениями. Одинаково трудно как покупать что-то очень дорогое, так и продавать дорого. Наверное, поэтому мы до сих пор не миллионеры. Действительно, многие говорят нам: «Повысьте цену на украшения, и сразу же вырастет спрос». Возможно, когда-то мы к этому придем.
Артём: Цена на наши изделия ведь не взята с потолка, она экономически просчитана. В нее вложены и аренда помещения, и стоимость сырья, и зарплата сотрудников, и необходимая прибыль. Держать такие приятные цены помогает еще и то, что мы все изготавливаем сами, а не отдаем часть работ сторонним производствам.



— Минималистичные украшения делают многие бренды. Чем отличается ваша концепция?
Артём: Украшения Zusart узнают по интересной геометрии, необычным формам и фактурам. Важный момент: несмотря на то что процесс производства максимально технологичен, большинство изделий (за исключением двух моделей кулонов и одной модели серег) изготавливается вручную, и каждое уникально в своем роде.



— Вы можете спрогнозировать, какой дизайн украшений будет актуален в ближайшее время?
Анна: Минимализм — глобальный тренд и останется с нами надолго. Второе рождение переживает жемчуг. Украшения с ним сейчас выпускают бренды во всех сегментах: от масс-маркет до премиальных. Среди коротких трендов отмечу инфантилизм — бисер, яркие оттенки, будто бы немного детский дизайн. В топе также украшения необычных форм с нестандартным способом надевания. Еще один горячий тренд — объемные украшения.



— К чему сейчас стремится бренд Zusart?
Анна: Следующий этап и большая мечта — собственный стильный шоурум в красивой локации нашего города.