Ожившие мифы и истории в барельефах скульптора Салавата Мулланурова

Муллануров Салават
Художник, Скульптор
Знакомство с Салаватом Муллануровым, скульптором из Калининграда.

текст: Ольга Синявская фото: Роман Городко, личный архив

Художественное училище, магистратура по специальности «Промышленный дизайн», восемь лет работы мультипликатором, студия дизайна интерьера, ювелирное дело… За плечами Салавата Мулланурова внушительный опыт в разных сферах искусства, который в конце концов привел к главному и любимому делу — скульптуре.

salavatmart2018_01

— В какой-то момент я стал замечать, что даже ювелирные украшения моей работы похожи на миниатюрные скульптуры, — рассказывает Салават. — Переехав из Москвы в Калининград четыре года назад, решил совершенствоваться именно как скульптор. У меня немалый опыт в сфере дизайна жилых и общественных пространств, поэтому так сложилось, что из всех видов скульптуры чаще всего работаю именно с барельефом, как интерьерным, так и фасадным.

salavatmart2018_02

— Когда-то украшение интерьера барельефом было доступно немногим. Сейчас это довольно популярный вид декора. С чем связана эта тенденция?
— На самом деле это и сегодня довольно дорогостоящее декоративное решение, которое не каждый сможет себе позволить. Но если раньше барельефы украшали в основном дворцы и считались настоящей роскошью, то в наше время скульптурные изображения можно нередко увидеть и в городских квартирах. Это направление искусства активно развивается. Благодаря новым материалам сам процесс создания барельефа стал более технологичным. Когда-то это была очень трудоемкая работа с цементом, гипсом и алебастром. Сейчас с современной шпаклевкой на гипсовой основе все происходит быстрее, а результат намного качественнее. Сама техника работы тоже ушла вперед, теперь скульптурные изображения выполнены более тонко, почти ювелирно. А своей популярностью барельефы, на мой взгляд, обязаны стремлению современных людей к индивидуальности, в том числе в интерьере. Каждый хочет оформить свое жилище по-особенному, «не как у других», с изюминкой.

salavatmart2018_03

— Существует ли мода на определенные сюжеты? Например, весь дизайнерский мир уже который сезон подряд захватывает анималистическая тема. Животные повсюду…
— Изображения животных популярны и в интерьерной скульптуре, но это скорее традиция, чем тренд. К примеру, дракон издревле считался в китайской мифологии оберегом семейного очага, поэтому его довольно часто просят изобразить. Кстати, я и свой дом хочу украсить головой дракона, строительство пока только в планах, но над скульптурой я работу уже начал. Среди распространенных сюжетов — цветы, пейзажи, особенно с итальянским колоритом (видимо, из-за нехватки солнца в прибалтийском климате), морская тематика, например, парусники очень часто заказывают.

salavatmart2018_04

— В общественных интерьерах круг тем наверняка еще более широкий?
— Многое зависит от особенностей места, формата. Если это социальные объекты, то, конечно, актуальны исторические сюжеты, изображения городских достопримечательностей. Самая моя крупная работа на сегодняшний день — 12 барельефов в административном здании аэропорта Храброво с видами Кафедрального собора, Фридландских ворот, Королевского замка, Рыбной деревни и других знаковых строений. Рыбная деревня — наиболее масштабный барельеф, его площадь около восьми квадратных метров. Изображение выглядит реалистично еще и благодаря светодиодной подсветке, которой я дополняю многие свои работы — «зажигаю» фонари, маяки, огни в окнах зданий. Интересно было воплощать изображение Королевского замка, которое я воссоздавал по старым фотографиям и чертежам.
Я много работаю с интерьерами ресторанов, кафе, баров. Мои барельефы украшают, например, популярные рестораны восточной кухни. Помню, в одном из них пришлось трудиться по ночам на протяжении целого месяца. Приходил в полночь и уходил в шесть утра. Заведение уже открылось, и заниматься барельефом днем, при посетителях было бы не очень удобно.

salavatmart2018_05

— Каждый ли интерьер уместно украшать барельефом?
— Я всегда говорю, что барельеф возможен везде, где есть стены. Красота работы сильно зависит от естественного освещения в помещении, благодаря ему статичная картина превращается в живое изображение. Бывает, что в процессе я что-то меняю, если вижу особенные нюансы освещения. И поэтому я не творю по четкому эскизу, делаю только набросок, оставляя место для импровизации. Именно благодаря авторскому чутью барельеф можно органично вписать практически в любые стилевые решения — от классики до ультрасовременных эклектичных интерьеров.

salavatmart2018_06