Картины для души и на заказ

Художница Лилия Фольмер о том, как расписывала церковь и как нагнала волну на своем холсте.

текст: Ольга Синявская фото: Александр Матве

Сонный туманный лес, когда листья на земле еще пытаются быть желтыми, но уже почти смирились с мокрым снегом и наступлением зимы... Сыро и зябко. В эту дремотную по сезону атмосферу буквально врываются яркие живописные работы Лилии Фольмер. Мы не ошиблись с локацией для съемки — картины резко контрастируют с окружающей действительностью, меняя ощущения от происходящего.
— Так же, на мой взгляд, живопись должна работать в интерьере, — говорит Лилия. — Создавать атмосферу, поддерживать сложившуюся концепцию или, наоборот, резко выбиваться из нее, работать на контрасте и вызывать эмоции. Как в этом лесу, крупные и яркие работы по-хорошему спорят с общей меланхолией. Эти картины — мои любимицы, каждая связана с приятными моментами жизни и написана исключительно в хорошем настроении.

Hudozhnikdec1-min

Кисти против строек
— В свое время я получила образование дизайнера и даже сделала несколько проектов, но очень скоро почувствовала, что к кистям и краскам душа моя больше расположена, чем к стройкам и чертежам. Тем более что рисую я с детства. Окончила художественную школу и даже преподавала там. Поняла, что надо развиваться в эту сторону.
Первые работы поселились в интерьерах у моих родственников и друзей. Самыми популярными сюжетами были виды Кенигсберга. Особенно любила изображать уютные особняки района Амалиенау, улицы бывшего Кнайпхофа. Изучала архивные фотографии, чтобы лучше передать дух времени и места. Для себя я в свободное время параллельно писала пейзажи — это мой релакс, восстановление сил и энергии. Постепенно стали появляться покупатели и на них. Так круг клиентов расширялся, а заказы становились все более разнообразными и скоро вышли далеко за рамки холста.

От шелка до фасада
— Я работаю в очень разных техниках, мне одинаково интересно звучание краски на шелке и масла на холсте. Люблю акрил за его податливость, доступность и удобство в использовании. Часто работаю с мастихином, итогом становятся необычные фактуры. Огромное удовольствие получаю от росписи как в интерьере, так и на фасадах зданий. Многие заказы связаны именно с декорированием экстерьера. Одним из первых стала роспись фасада гостиницы в Пионерском. Моей задачей было создать имитацию лепных элементов в обрамлении окон. Процесс долгий и физически непростой, приходилось лазить по лесам, так что стройки в широком смысле избежать в моей работе так и не удалось. Тогда, помню, решила с фасадами больше не связываться. Но сейчас думаю, если бы появился интересный сюжет и возможность поработать с яркими цветами, вернулась бы к этой теме и снова вскарабкалась на леса.

Поймать волну
— Среди сюжетов в топе запросов моих заказчиков — растительная тематика, животные, морские пейзажи и обитатели глубин, намного реже — абстракции. Мне нравится ставить перед собой разные задачи, постоянные творческие вызовы. Это превращает меня в своего рода универсального художника, который с энтузиазмом бросается во все неиспробованное и новое. К примеру, однажды написала целую серию картин с изображениями ракетных крейсеров, хотя никогда не считала себя художником-маринистом и моя жизнь никак не связана с военно-морским флотом. Первую работу экипаж заказал в подарок для своего бывшего командира. Мне вручили книгу, в ней была маленькая черно-белая фотография этого крейсера, которая и должна была стать прообразом картины. Невероятно сложная задача. Интересный момент — волна на фото была небольшой, но для эффекта меня попросили ее увеличить. Я, как послушный Нептун, заказ выполнила. Потом, когда у меня принимали работу, выяснилось, что пушка на корабле поднята не под тем углом, какой должен быть при волне такой силы. Что вы думаете? Переписывала пушку. Старания оценили, и я получила заказ еще на несколько подобных картин.

На одном дыхании
— Особая категория заказов — те, на которых ты учишься, растешь и развиваешься. Замечательным опытом для меня стало участие в росписи храма в Полесске в команде художников московской реставрационной компании «Китеж». Это весьма специфическая и технически сложная работа. Тогда впервые столкнулась с орнаментальной росписью специальной кистью с очень длинным ворсом. Фокус в том, чтобы проводить бесконечные ровные линии узоров не отрывая руки, буквально на одном дыхании. Там же узнала, что такое припорох — работа с трафаретами с множеством мелких дырочек. Калька прикладывается к стене и через эти микроскопические отверстия присыпается мелко натертым углем. Так на стене образуется тончайший контур, по которому уже идет роспись длинными кистями. Мне повезло освоить старинную технику, по которой испокон века расписывали храмы на Руси. Теперь меня, пожалуй, не озадачит ни один даже самый необычный и сложный заказ — подход найду ко всему и ко всем.