Какие есть

Line Design studio — честно о себе, работе и самореализации за чужой счет.

текст: Яна Тимошенко

История Line Design в контексте калининградского дизайна — феномен. Студия, которую по привычке принято называть молодой, уже семь лет в деле. Ее реализованные проекты исправно публикуют российские и зарубежные издания, а фото работ тиражируются на «досках» мировой мекки для поиска идей Pinterest. В списке достижений — награды и попадания в шорт-листы престижных международных конкурсов. В социальных сетях – свой фан-клуб из внушительного числа подписчиков, тепло встречающих каждую публикацию, неважно, новый это проект или акробатические этюды с лихими плясками. При этом внимание местных коллег и публики «неформальная» Line Design привлекла лишь недавно, внезапно и будто играючи став главным поставщиком концептуальных общественных интерьеров в городе и области. Созданные студией проекты Nordic Spa, ресторанов «Балт», «Ветви», «ВДНХ», «Наверх» определенно поменяли правила игры и представление о том, каким должен быть общественный интерьер, чтобы в него стремились попасть люди со всей России. Некоторыми секретами основатели студии Александр Везломцев и Михаил Ленько поделились с коллегами на мастер-классе в рамках Недели дизайна в Калининграде, а мы решили выяснить, почему серьезные бизнесмены доверяют неформатной Line Design привлекательность, а значит, успешность своих проектов.

24March_lineDesing1-min

— После вашего откровенного выступления (дизайнеры делились не только своими победами и слагаемыми успеха, но и факапами. — Прим. авт.) у многих ваших коллег остался вопрос: на чем же вы в итоге зарабатываете? Как думаете, почему?
Александр: Наверное, это из-за той истории, как мы ради экономии собирали битый камень на отходах производства, чтобы уложить пол на объекте. Просто мы стараемся придуманный нами концепт вписать в бюджет заказчика. А с финансовой точки зрения это абсолютно бессмысленное занятие для дизайнера.
Михаил: У нас нет задачи взять как можно больше проектов и заработать больше денег. Нам интересен классный финальный продукт. Концептуальный, новаторский, который мы придумали и реализовали.
Александр: Мы хотим продвигать российский дизайн. Здесь же стоит вопрос извечный: что ты после себя оставишь? Мы сейчас смотрим на то, что сделали в разрезе семи лет работы студии, и собой гордимся. Мы меняем существующий мир дизайна. И видим, что вдохновляем. Нам каждый день кто-нибудь да пишет. Люди приезжают из разных уголков страны. Совсем недавно встречались с дизайнером из Кирова: девушка специально отправилась в Калининград, чтобы посмотреть все «наши» заведения.



— Но ведь и зарабатывать у вас при этом получается?
Александр: Вообще, на данный момент мы одна из самых, если не самая, дорогих студий в Калининграде. Большинство, пообщавшись до этого с другими дизайнерами, узнают нашу цену…
Михаил: …и говорят коронное: «Необоснованно дорого».
Александр: Нам так понравилась эта фраза, что мы взяли ее на вооружение и сделали с ней мерч. Но, честно, мы в первую очередь подняли цену, потому что нужно было отсечь поток клиентов. Плюс оценили свои умения и поняли, что мы того стоим.



— Был момент, когда вы уже стали популярны в соцсетях, у вас имелось какое-то невероятное для студии из маленького российского города количество подписчиков, но в Калининграде ажиотажа вокруг Line Design не случилось.
Михаил: С самого начала мы стали активно публиковаться на популярныхзарубежных порталах, посвященных дизайну. Участвовали и выигрывали в профессиональных конкурсах. Nordic Spa — да, «выстрелил» в 2020 году, но больше не здесь, а скорее на мировом и федеральном уровне. В Калининграде же нас начали узнавать совсем недавно, и даже не по Nordic Spa, а по ресторанам: «Ветви», «ВДНХ», «Балт».



— Вы участвовали в двух выпусках программы «Квартирный вопрос». Как так получилось?
Михаил: Нам предложили, сначала идея показалась странной, а потом все-таки решились: здорово, мамы увидят нас по телевизору! Да и сами мы, как и все, когда-то смотрели передачу. Опыт прикольный, но нельзя сказать, что эффективный в плане узнаваемости или получения новых заказов.


24March_lineDesing2-min

— Если начистоту, вы не похожи на воротил большого бизнеса, у вас скорее неформальный вайб. При этом «серьезные дяди» вам доверяют свои деньги. Как так?
Михаил: Последние несколько лет за нас говорит наше портфолио: мы сделали несколько нереально успешных объектов, поэтому кредит вырос. Наша «неформальность» не мешает сотрудничать с крупными заказчиками и обсуждать большие бюджеты. Вот, буквально на днях у нас были переговоры с инвестором, который строит много и дорого, и никаких проблем в коммуникации не возникло.
Александр: У него, кстати, у самого работают такие «неформальные»…
Михаил: Да-да. Мне кажется, это уже немножко несовременный подход к бизнесу: смотреть на внешний вид человека, а не на то, что он реально умеет делать.
Александр: Кстати, с клиентами по жилью такое бывало: приходили взрослые люди, смотрели на нас, разговаривали и не возвращались. Это нормально, когда и клиент, и дизайнер понимают, что они на разных волнах. Мы сами можем поговорить с заказчиком и понять, что вместе у нас ничего не получится.



— При этом реализуете и регулярно сдаете объекты. Получается, быть серьезными, надежными, соблюдать сроки все-таки умеете?
Александр: Разумеется, системность, понимание сроков, процессов работы в нашей студии есть, просто мотивация и стиль — свои. Можно поставить себе план заработать в этом месяце пять миллионов, и это простимулирует закончить работу скорее. А можно поставить цель как можно быстрее реализовать какую-то нереально крутую идею, потому что ты не успокоишься, пока какой-то новый сумасшедший концепт не материализуется.



— Ввиду вашей растущей популярности не боитесь самоповторов в коммерческих проектах? Что рано или поздно общественные интерьеры от Line Design станут называть одинаковыми?
Александр: Если смотреть на наши проекты, реализованные пять лет, два года, два месяца назад, можно увидеть: они все разные. И это во многом потому, что Line Design Studio — это не Миша, Саша и какие-то ребята-исполнители. В нашей студии сейчас работают восемь человек, полноправно. У каждого в команде есть понимание общей необходимой степени концептуальности проектов, но своя голова на плечах, свои идеи, возможность показать авторское видение. Дизайнер может в одиночку вести проект, а другие могут дать какие-то технические советы, указать на недочеты. Мы развиваемся и растем вместе, но позволяем друг другу самовыражаться. Поэтому, например, интерьеры «Балт» и «Наверх» непохожи между собой, но видно, что они сделаны одной студией.
Михаил: Это называется «авторский почерк», и хорошо, когда он читаем, если это не копируемые из проекта в проект клише. Но мне никогда не приходила в голову мысль: «О, в предыдущем проекте вот с этим и с этим так удачно все получилось, надо повторить!» Я сажусь перед чистым листом и думаю, что могу предложить нового, еще нереализованного.



— Вы часто говорите, что главное — концепция. В чем же она, идея Line Design?
Михаил: Line Design — это и есть идея. Какая, зависит уже от конкретной задачи.
Александр: Мы продвигаем идею уникальности и индивидуальности дизайна.
Михаил: Это важно, с учетом того, какие сейчас трансформации происходят в мире и как меняется рынок в России. Раньше дизайнер мог прийти в любой салон, открыть каталог, ткнуть пальцем и получить что угодно из брендовой мебели в свой проект. Сейчас же, если ты хочешь что-то особенное, уникальное, ты либо выкручиваешься, либо обходишься условным «Дипхаусом», поэтому все больше интерьеров становятся одинаковыми. Мы же с первого дня работы студии сами проектировали и делали мебель, инсталляции, какие-то штучные изделия. И сейчас не испытываем трудностей с оригинальными решениями.



— А еще что в основе идеи?
Михаил: Честный подход к работе, материалам, заказчику. С клиентами мы всегда говорим про необходимость доверия и что без него мы не сможем работать. Если человек, например, будет бояться, что мы за его спиной начнем впустую дербанить бюджет, то… нам не по пути.
Александр: А еще мы откровенно говорим клиенту, что собираемся заняться самореализацией за его деньги. Адекватный заказчик, который видел наши работы, понимает, что это признание означает: в результате он получит крутой продукт, который будет работать в его пользу.
Михаил: Самое смешное, что это суть работы всех творческих людей — самореализация за счет заказчика, но об этом не принято говорить вслух.
Александр: Так получается, что все наши проекты оказываются коммерчески успешные для клиентов, а это значит, в нашу самореализацию стоит вкладываться.



— Нет амбиций поработать в столицах?
Александр: Запросов много. Нам пишут, звонят: «Вау, мы видели «Нордик», мы видели «Балт», сделайте и нам, хотим с вами работать!» Мы называем цену, и люди исчезают.



— Рассчитывают, что провинциальные дизайнеры сработают по нестоличному ценнику?
Михаил: Да, получается, люди ожидают услышать какие-то совсем другие цифры. Да и Москва с Питером — это два разных, но вполне себе поделенных между «своими» рынка. В принципе, глядя на то, как сейчас развивается Калининград, какие инвесторы сюда заходят, что планируется, скажу: нам есть и будет над чем работать и здесь.



— Вы семь лет в деле, рано или поздно каждый творческий человек ощущает выгорание, начинает делегировать сначала одно, потом — все, а затем либо превращается в директора компании имени себя, либо уходит из профессии. Почему вы до сих пор «горите»?
Александр: Да, бывает стресс, моменты, выбивающие из колеи. Но потом ты остаешься один на один перед «чистым листом» и начинаешь творить, что-то вертеть, переставлять… В этом же суть профессии дизайнера: у тебя есть идея, которая через полгода станет реальной, материализуется, и это такой кайф, который перекрывает все.
Михаил: Для меня дизайн — настолько естественная среда, что я не могу представить себя больше нигде. Если так посмотреть, мы все с детства создатели. Что-то лепим, рисуем, конструируем. Потом вырастаем, и некоторые с этим завязывают, а другие — нет.