текст: Яна Тимошенко
От автора: Виту Плавшич я знаю больше 10 лет, то есть вечность. В момент знакомства она в слепящей белизной рубашке и в строгих очках для зрения от бренда класса «люкс» вместо кисти держала в руках телефон с клиентами «на проводе». В голове, наверное, бизнес-стратегии, а не мастер-класс по «выпеканию» пальцев и других частей тела из полимерной глины.
Сейчас она выглядит совсем иначе: то расслабленные, то экстравагантные, но всегда разные образы, другие темы в беседах. На вопрос, относится ли она к себе как к холсту, отвечает: «Да, почему нет?» Трансформация из бизнесвумен в представителя творческой профессии — буквально налицо.
— Все, что было «до», в «белых рубашках», — это не совсем я. Скорее человек, реализующий мечты родителей и ожидания социума по устоявшейся модели успеха: бизнес, представительный вид, атрибутика. Истинное «я» — это и мгновенный переворот, и долгий путь одновременно. Сейчас я ориентируюсь на собственные ценности. Хожу с рюкзаком из переработанного пластика, но одну брендовую сумку для похода в театр и те самые очки оставила — на память, — улыбается Вита.
— Что послужило катализатором для изменений внутренних и внешних?
— Внутренний переворот случился во время суперстрессовой ситуации, где была фактическая угроза моей жизни. Физически я пострадала не сильно, но морально — колоссально. Последствия, конечно, пришлось прорабатывать со специалистом. Во время терапии, выполняя задание, я на секунду вспомнила, что в детстве особый интерес у меня вызывало рисование. На мой взгляд, в определенный момент родителям ребенка важно поймать это увлечение, помочь таланту раскрыться. У меня такого не случилось, и рисование сошло на нет. Во время терапии, когда мы с моим душевным ментором обсуждали увлечение, я призналась: «Я всегда хотела рисовать». Он ответил: «Вит, рисовать — это ж не ракеты строить, в чем проблема? Найди курсы и рисуй».
— И ты так и сделала?
— Да. Причем моя самая первая работа, написанная за пару часов, была светлой, романтичной: море, пара, красный зонт. Сейчас эта картина «живет» на Сахалине у моей первой любви. Символичный подарок. Поняв, что я МОГУ рисовать, продолжила. Это стало настоящей арт-терапией. Мои работы того времени — достаточно «больные», грустные. Коммерции и расчета в них было мало: нужно было выплеснуться, закрыть свои гештальты. Сейчас мои сюжеты другие, более отстраненные. Я поднимаю вопросы экологии, социальные темы.
— С чего началась твоя востребованность как художника?
— Какие-то первые работы я начала фотографировать и выставлять в личном профиле в инстаграме. Меня стали спрашивать о цене картин и даже покупать. Первая проданная работа — оптимистичная, с лиссабонским желтым трамвайчиком, туристический пейзаж. А потом на меня обратили внимание кураторы галерей, причем даже не местные. Так, моя первая персональная выставка прошла в Санкт-Петербурге.
— Ты сама говоришь, что вначале твои картины были жестче, тяжелее.
— У меня как получилось? Я начала рисовать единомоментно, не чтобы стать художником и найти покупателя, а чтобы проработать травмы. Считается, что «больные» работы больше приветствуются галеристами, но это ошибочное мнение. Галереи — это тот же рынок, только арт. Соответственно, отбираемые работы должны иметь коммерческую перспективу. Горе и страдание, вылитые на холст, не продаются.
— Это справедливо?
— Скажем так: я вживую видела пару картин художника Владимира Яковлева, который всю жизнь наблюдался, а последние годы и вовсе провел безвыходно в психиатрической клинике (о Яковлеве и его «специфичности» писал сам Сергей Довлатов — прим. авт.). Надо сказать, что его работы востребованы, участвуют в выставках, а особенность психики художника только добавляет им ценности. Но я не представляю, как можно купить их и повесить дома.
— А твоя «Русалка»?
— «Русалка» — закрывающая тяжелый период картина, и она же вообще уже не про «жесть». Ее авторское название «Ни рыба ни мясо». Эта работа больше социальная, о роли женщины в обществе и семье. Самые жесткие мои работы эпохи арт-терапии не продались. Только одну из них я подарила своему врачу: он повесил ее в кабинете и показывает клиентам, доказывая, что его метод работает.
— Почему ты остановилась на жанре сюрреализма?
— Это не я на нем остановилась, а он на мне. Мне нравятся абстракции, Поллок, Кандинский, возможность размышлять над картинами. Как-то так получается, что мои концепции могут быть воплощены только в сюрреалистическом ключе.
— Одно из твоих ярчайших достижений — выставка в крупнейшем частном музее в России, «Эрарте», мекке современного искусства.
— Все гораздо проще, чем кажется. Я подала заявку на конкурс, объявленный «Эрартой» для российских художников, и моя работа оказалась в числе ста других, отобранных для участия в выставке «Я, обо мне и про меня». И я отправилась в Санкт-Петербург со своим «Давидом».
— Для выставок уже совсем недостаточно названия работы, авторы все чаще составляют «ключи» — готовые ответы на вопрос «что же хотел сказать автор?». Как ты к этому относишься?
— Описание арт-объекта, его идеи — обязательное требование кураторов выставок. Хотя я даю «ключи» и без требований. Есть, конечно, очевидные по смыслу работы. Мне кажется, идеально, если зритель сначала смотрит на объект искусства, воспринимает его по-своему, интерпретирует, а потом знакомится с описанием от художника и сверяется: совпало — не совпало. Интересно беседовать со своими зрителями, посетителями галерей и музеев. Ведь искусство, по сути, это тема для дискуссий.
— Любимая тема во все времена — деньги! Расскажи, из чего складывается стоимость твоих работ.
— Пока я и правда считаю по трудочасам. Арт-объект, над которым я трудилась 100 часов, применяла различные техники, не может стоить 10 тысяч рублей. И формат картины, в смысле — ее реальный размер, не важен. Интерьерную работу «метр на метр» можно реализовать за день, на импульсе. В то время как над небольшим холстом можно трудиться месяцами. Нужно обозначить, что искусство я действительно воспринимаю как работу. Я не буду исключать, что мне придется в какой-то момент стать еще кем-то, а не только художником, чтобы зарабатывать на жизнь. Но сейчас у меня получается совмещать любимое дело и заработок в одном.
— Ты устраивала масштабный эксперимент со скетчами, и один из них теперь живет у меня дома. В чем суть этого эксперимента?
— Есть такой общемировой челлендж для художников в социальных сетях — «365». Смысл его в том, что художник, «подписавшийся» на него, каждый день в течение года должен рисовать по скетчу. Всего 365. Честно, я не продержалась. Потому что иногда создание скетча, задумывающегося как пятиминутка, в итоге занимало у меня по четыре часа, и от этого страдала работа над картинами. Зато в процессе ты отвлекаешься, тренируешь навык рисования, пробуешь себя в разных жанрах. Полезный опыт.
— Так же ты пробуешь себя и в других жанрах изобразительного искусства.
— Это связано с желанием расти дальше. В какой-то момент плоскости не хватает, нужна скульптура, потом инсталляция… Новые формы и масштабы для самовыражения. Мои картины выходят за рамки буквально, работа, над которой я тружусь в данный момент, тоже связана с объемами и переходом из неизвестности в реальный объемный мир (Вита до этого демонстрировала запеченные пальцы из полимерной глины, которые пока отдельно от картины – прим. авт.). В мае я буду участвовать в местной выставке с полноценной инсталляцией. Но пока это секрет и интрига.
Оставайтесь с нами! Регистрируйтесь на сайте, чтобы:
Регистрация займет не больше 2 минут. Еще быстрее вы сможете авторизоваться при помощи соцсетей:
Присоединяйтесь к KDoma.ru!
Вы дизайнер, декоратор?
Мы собираем всех профессионалов Калининграда, для того, чтобы те, кто хочет воплотить мечту о комфортном и красивом доме, и тот, в чьих силах его создать, встретились на сайте KDoma.ru
Будущие заказчики уже ищут своего дизайнера в интернете и уже побывали на сайте KDoma. Нашли ли они здесь вас со всей интересующей его информацией?
Статус дизайнера на KDoma дает дизайнерам возможность размещать всю контактную информацию о себе, список услуг, портфолио собственных проектов — все то, что расположит посетителя сайта выбрать именно вас.
Для того, чтобы получить статус дизайнера, свяжитесь с менеджерами сайта по телефонам: (4012) 777-100, 61-68-43, 61-68-47, либо по e-mail: manager@kdoma.ru. Менеджер даст вам подробные инструкции по заполнению карточки дизайнера, советы и разместит всю предоставленную вами информацию в соответствии с правилами сайта.
Создайте свой виртуальный салон на сайте KDoma.ru
Разместите до 70 товаров своего салона/компании/интернет-магазина, всю контактную информацию, список услуг, видео — все то, что расположит посетителя сайта приобрести понравившийся продукт именно у вас.
Для того, чтобы разместить карточку компании и товары, свяжитесь с менеджерами сайта по телефонам: (4012) 777-100, 61-68-43, 61-68-47, либо по e-mail: manager@kdoma.ru. Менеджер даст вам подробные инструкции по заполнению карточки компании, советы и разместит всю предоставленную вами информацию в соответствии с правилами сайта.
Вы успешно авторизованы