Интервью с немецким архитектором профессором Бернхардом Франкеном

Знакомство «КД» с Бернхардом Франкеном, главой архитектурного бюро Franken Architekten, известного далеко за пределами Германии.

текст: Яна Тимошенко фото: предоставлены Franken Architekten

nemetsmart2018_01

Профессор Бернхард Франкен — учредитель, совладелец и руководитель архитектурного бюро Franken Architekten во Франкфурте-на-Майне, в портфолио которого более сотни реализованных проектов различного масштаба. Помимо архитектуры, дизайна и проектирования городской среды команда Франкена разрабатывает бренд-пространства и активно занимается консалтингом. Специалисты Franken Architekten — обладатели более 60 престижных наград, одна из последних — German Design Award 2017 в номинации «Дизайн отеля» за проект гостиницы Libertine Lindenberg.

Проекты Бернхарда Франкена публикуются в специализированных СМИ. Первая персональная выставка Franken Architekten состоялась в 2008 году в Немецком архитектурном центре Берлина, на сегодняшний день на счету бюро — участие более чем в 60 групповых экспозициях. Профессор Франкен — востребованный оратор, выступающий с профессиональными докладами по всему миру. Благодаря Андрею Дербенкову, представителю Franken Architekten в Калининграде, пообщаться с руководителем бюро удалось и «Калининградским домам».

nemetsmart2018_02

Павильон Bubble, спроектированный и построенный во Франкфурте-на-Майне при участии Franken Architekten для BMW Group в 1999 году. Одно из первых в мире «цифровых» зданий, в идее дизайна которого — смешение чистых энергий воды и солнца.
«КД»: Немцев как нацию в России принято ассоциировать с прагматичностью и стремлением к крайнему функционализму, хотя архитектурной школе Германии не чужды эксперименты с украшательством. Формулировали ли вы для себя четкое определение «немецкого стиля»?
— Не существует настоящего «немецкого стиля», но, наверное, существует немецкое отношение к архитектуре, которое я мог бы назвать «глубинным». Под этим мы понимаем интенсивное погружение в любые строительное аспекты и вопросы стиля. Не на поверхностном уровне, а с изучением всех художественных, архитектурно-исторических, философских и конструктивных аспектов.

В работе бюро Франкена придерживается концепции «повествовательного пространства» со своей параметрикой, семантикой, сценографией и ритуалами.

nemetsmart2018_03

Отель Lindley Lindenberg на 100 номеров, Франкфурт-на-Майне. Материалы и элементы фасада отсылают сразу к нескольким эпохам архитектуры: ар-деко, модерну и цифровой эре.
«КД»: В дизайне сейчас царит эпоха постмодернизма? Как можно охарактеризовать современные реалии?
— История архитектуры не объявила эпоху постмодернизма оконченной — мы все еще находимся в ней. Я стал одним из основателей цифрового авангарда в
90-е годы, когда главной задачей было найти соответствующее духу времени выражение начавшейся digital5-эры. И только время покажет, были мы основоположниками новой эпохи или просто «продлили жизнь» постмодернизму.
Если говорить о современности как об эпохе, в которой мы живем, я бы использовал слово «неуверенность». Эта неуверенность выражается в бесконечном обращении к ретродизайну: от винтажного стиля до эстетики пост-интернет-искусства. Благодаря новым технологиям производства процветают и индивидуализация, и массовое потребительство. Из-за этого вновь возникает интерес к материальности (потребности ощущения стабильности и долговечности от материала, используемого в производстве).
Franken Architekten избегает ретро-дизайна, мы воссоздаем связи с историей, но интерпретируем их по-своему, отдавая главную роль возможностям современных технологий. Вначале эти исторические отсылки были только формальностью, но сегодня это база наших проектов, на которую накладывается «повествование».

nemetsmart2018_04

Здание пивоваренного завода Goldener Engel (Ингельхайм, Германия). При проектировании бюро отталкивалось от идеи сочетания высокой архитектуры и атрибутов пивоваренной культуры. 2007 год.
«КД»: Архитекторы в своих интервью раз за разом признаются в любви к натуральным материалам, рассказывая, что только они способны быть и базой, и наполнением любого интерьера. Согласны ли вы с этим утверждением?
— Конечно, природу от человека отделить нельзя. Мы живем в постприроде, наша деятельность оказывает влияние на окружающую среду. Само определение «натуральный» приобрело оттенок условности — все-таки преимущественно мы используем древесину из искусственно высаженных лесов, перерабатываемую промышленным способом.
Повсеместное использование древесины рискну назвать маркетинговой стратегией и даже экологическим фундаментализмом (в Германии сейчас даже бытует термин «экологический напор» — сторонники всего природного переходят все границы в навязывании своего мнения). Мы тоже используем древесину, но выражаем эту идею не на поверхностном уровне, а охотно придумывая какие-то новые истории и альтернативные материалы.

nemetsmart2018_05

Работа бюро Franken Architekten — отель «Либертине Линденберг» — была удостоена премии German Design Award 2017. Жюри конкурса отметило увлекательный дизайн, построенный на контрастах и заставляющий гостей становиться участниками легенды отеля. В основе концепции лежит вымышленный персонаж — таинственная хозяйка дома Либертине, яркая личность с седыми волосами и зрелым сердцем.

«КД»: Формирование авторского почерка у архитектора — обязательно? Возможно ли его выработать сейчас, в эпоху, когда «все придумано до нас»?
— Есть два пути. Можно быть первоклассным архитектором, как Заха Хадид или Фрэнк Гери, которые создали свой узнаваемый почерк и смогли его формализовать в деталях. Он присутствует во всех их объектах вне зависимости от задачи, места и заказчика. Такая «подпись архитектора» дает последнему высокий статус, но лишает его самого возможности самовыражения, он просто участник кобрендинга. Другие, такие как Рем Колхас или «Херцог и де Мёрон», развили то, что скорее можно назвать собственным отношением к архитектуре, и оно воплощается в совершенно разных, но при этом узнаваемых зданиях.
«КД»: А что скажете о стиле, условно называемом «скандинавским», захватившем буквально весь мир? Популярен ли он в Германии?
— Скандинавский стиль мне видится скорее явлением поп-культуры, но никак не архитектурным искусством. Дело в том, что он ориентирован исключительно феноменологически — на набор определенных атрибутов, поэтому этот стиль хоть и успешен в Германии, но не является значимым.

nemetsmart2018_06

Hotel 12, небольшой дизайнерский отель в Зеленоградске, работа над которым была закончена в 2017 году. Franken Architekten разрабатывали дизайн внутреннего убранства, вдохновляясь ​​приморской курортной архитектурой начала XX века.
«КД»: Ваше портфолио богато на дизайн-проекты отелей. Должны ли гостевые интерьеры отличаться от тех, в которых люди проживают постоянно? Какой подход к решению общественных пространств использует Franken Architekten?
— Путешествия дают возможность человеку примерить на себя разные роли — дремлющий потенциал личности нуждается в правильных декорациях. Останавливаясь в том или ином отеле, я, как на сцене, могу стать хипстером или героем-любовником, английским джентльменом или цветочницей — в зависимости от концепции гостиницы. С другой стороны, процветает идея live like a local («живи как местный») — люди хотят чувствовать себя своими на чужбине. Отсюда и успех интернет-сервисов по типу Airbnb2 (где люди сдают квартиры, в которых зачастую сами проживают, в «не причесанных» для туристов спальных районах).
В своих работах мы создаем альтернативные миры. Например, проектируя
отель Libertine Lindenberg во Франкфурте-на-Майне, мы, по сути, создавали дом для выдуманного персонажа. Его «хозяйка» — Либертине, свободомыслящая женщина, привечающая любителей искусства и людей с богемным образом жизни. В эту вымышленную реальность мы и предлагаем погрузиться постояльцам и сделать ее хоть ненадолго своей. Важно, чтобы такие истории не были оконченными — гостю необходимо дополнить сюжет собственной персоной. В общем, мы адепты не домашней, а повествовательной концепции.

«Как и в музыке, в архитектуре целое больше, чем сумма его частей».

nemetsmart2018_08

Hafentrio, офисно-жилой комплекс в Оффенбахе, Германия. Концепция «Работа — Жизнь — Поток» c архитектурой, оптимально поддерживающей баланс рабочего настроя и коммуникаций в общих пространствах и комфортного проживания в апартаментах.
«КД»: А как не превратить собственное жилье в отель, где хозяин ощущает себя гостем?
— Собственное жилье всегда инсценирует личность хозяина. Если он чувствует себя гостем в доме, то и оформит его он как гостиницу. И это не проблема! Проблемой это становится, когда к дизайну частного интерьера подходят неосознанно. Или он навязывается извне. Задача дизайнера — уловить личность заказчика и суметь выразить ее в интерьере, но при этом не отнять у хозяина возможности интерпретации.