Интерьерное и архитектурное освещение: что рассказал светодизайнер Сергей Сизый

Пять ценных наблюдений об интерьерном и архитектурном освещении, подмеченных на семинаре OpenLight`17, партнером которого выступил журнал «Калининградские дома».

текст: Ольга Синявская, Яна Тимошенко фото: Роман Городко, архив редакции

sizyiseptember2017_01

Сергей Сизый,
член Международной ассоциации светодизайнеров IALD, автор теории «эмоционального дизайна», спикер OpenLight`17

sizyiseptember2017_06

Проект Mal Corboy Design в Новой Зеландии. www.malcorboy.com
1. Об эмоциях
Когда в интерьере уже продуманы функциональность и удобство, важно представить, какие чувства и эмоции он будет пробуждать. Создавая проект с целью вызвать определенные впечатления у человека, мы занимаемся эмоциональным дизайном. Ключевую роль в нем играет визуальное восприятие, ведь именно через органы зрения считывается 80% всей окружающей информации. И освещение в данном случае — лучший инструмент для преображения интерьера.
Свет имеет три фактора воздействия: визуальный, биологический и эмоциональный, к тому же он способен легко и быстро менять свои характеристики. Благодаря этим преимуществам освещение полностью отвечает задачам эмоционального дизайна.

sizyiseptember2017_02

Проект Yazgan Design Architecture в Турции. www.yazgandesign.com
2. О параметрах
Существует 11 параметров освещения, меняя их определенным образом, можно добиться нужного восприятия пространства человеком. Эти значения: количество света, цветовая температура, индекс цветопередачи, цвет освещения, характер светораспределения, направление света, его равномерность, локализация, контраст, длительность и динамика изменения. Например, солнечный свет, если его рассматривать вне контекста, всегда холодный, а значит, бодрит, наполняет энергией — если в комнате много естественного света, то и ощущения от пространства будут соответствующие. А вот свечение огня, напротив, теплое, направленное снизу — оно расслабляет и умиротворяет. Поэтому мы чувствуем себя так уютно и комфортно рядом с камином или на природе у костра. В интерьере можно спроектировать освещение таким образом, что у вас сложится впечатление, будто вы любуетесь закатом или восходом солнца.

sizyiseptember2017_03

Светильник Ameluna. Коллаборация фабрики Artemide и Mercedes-Benz. www.artemide.it
3. Об этапах
Для крупных проектов по разработке освещения очень удобна поэтапная реализация. Например, если идет работа над освещением фасада, проще протестировать основные моменты на первом этаже дома, чтобы на последующих скорректировать какие-то нюансы. Такой же подход актуален и в работе над интерьерами.

sizyiseptember2017_04

Проект Make Interiors (Россия, Калининград). www.makeinteriors.ru
4. О реалиях
Не верьте ГОСТам. Согласно прописанным в законе истинам, которыми пользуется большинство застройщиков, в окнах в ванной нет необходимости, так как это помещение относится к комнатам временного характера и «по стандартам» человек здесь проводит не более 10 минут в день. Реалии совсем иные: мы начинаем день с посещения ванной, а плохое освещение творит неприятные вещи с нашими лицами, и с этим отрицательным зарядом мы проживаем день. Вечером мы возвращаемся в ванную и получаем новую порцию негатива. Окна дают объемный, «правильный» свет, если их нет, задача искусственного освещения — максимально приблизиться по характеристикам к естественному.

sizyiseptember2017_05

5. О западном свете
Если рассматривать американскую схему освещения интерьеров, которая развивалась меньше по времени, чем европейская, но семимильными шагами, то у нее есть чему поучиться. Чем отличается Старый Свет от Нового? Квинтэссенция роскоши по европейским меркам — многоуровневые и многорожковые светильники с хрусталем и позолотой. По американским — все то же самое, но в итоге люстры выглядят иначе — дорого, но лаконично. В них меньше витиеватости. Это касается и схемы освещения. Американцы разделяют светильники на множество групп, ставку делают на рассеянный свет, который захватывает целые плоскости, а не отдельные участки, и главное — не стремятся все уравновесить. Вместо симметрично расставленных одинаковых настольных ламп по бокам от дивана в гостиной американского дома скорее появятся одна небольшая лампа, один большой торшер.