Эмоции на синем фоне

В Калининграде готовится вернисаж художника из Санкт-Петербурга Лео Левковича.

текст: Ольга Синявская фото: личный архив семьи Левкович

leo1-min

За последние полгода жизнь третьеклассника Лёни Левковича изменилась. У него неожиданно появилось то, о чем многие взрослые художники мечтают порой всю жизнь. Персональная выставка в музее современного искусства Санкт-Петербурга, внимание СМИ, искренний интерес арт-сообщества и публики. А для его мамы, архитектора Олеси Левкович, открылась возможность попрактиковаться в кураторской деятельности. Началось все далеко не с банального увлечения рисованием, несколько лет назад творчество стало для Лёни терапией.

leo2-min

Автопортрет с петушком. 60х80 см

— Когда сыну было четыре года, мы поняли, что он, наш третий ребенок в семье, — особенный (расстройство аутистического спектра) и ему нужно совсем другое внимание и отношение, — рассказывает Олеся. — Чтобы научить Лёню говорить и сразу заодно читать, я придумала игру — проговаривать каждое слово, рисуя его. Например, «облака» — говорим, рисуем и пишем. И у нас получилось! Так Лёня научился не бояться изобразить любой предмет, эмоции и чувства, сначала нарисовав их на бумаге, потом написав. Запоминая эти слова, он постепенно тренировался использовать их вербально.

leo3-min

Мона Лиза. 50х70 см

Джоконда на карантине
Непростой период карантина Владимир и Олеся Левкович с детьми проводили в Калининграде (семья живет на два города, второй — Санкт-Петербург), и когда занять младших стало совсем сложно, мама обратила внимание на холсты, которые стояли у нее в кабинете.
— Я сказала Лёне: «Рисуй!» — на что он задал резонный вопрос: «Что именно?». Решили, что начать можно с родителей, сестры и брата, — вспоминает Олеся. — Увидев результат, я поняла, что это не просто детские рисунки, а нечто особенное. Это подстегнуло меня к тому, чтобы начать развивать увлечение сына — стала подсказывать ему героев картин. Включила ролик о Моне Лизе и ее секретах на YouTube. Лёня очень увлекся историей шедевра и загорелся нарисовать Джоконду. Я уехала на работу, оставив сына у холста, а вернувшись, была немного в шоке от результата — перед мной на мольберте стояло настоящее произведение со смыслом, творение человека, который может выразить то, что думает и чувствует, не словами, а красками. С Джоконды началась целая серия картин.

— Почему портреты? Это очень понятная схема изображения, по которой можно выразить эмоции, как персонажа, так и свои собственные, — комментирует Олеся. — Портреты кисти Лёни — своего рода ребус, который, как оказалось, многим понравилось решать. Каждая работа начиналась с истории, которую я рассказывала сыну. Например, мы много говорили о творчестве и судьбе мексиканской художницы Фриды Кало, Лёня читал про нее книгу. И это вдохновило его на написание портрета Фриды в знаменитых сюрреалистичных сережках в форме кистей рук, подаренных ей Пабло Пикассо.

Фрида и ее сережки. 50х70 см
Сальвадор Дали. 60х80 см

Следующим стал Сальвадор Дали. Маленького художника захватила история о том, что великий испанец придумал логотип «Чупа-Чупса», который практически не изменился до сегодняшнего дня. Так появился портрет Дали на фоне знаменитых леденцов.
— Мне как дизайнеру очень понравилось нетривиальное исполнение работы — лимонно-желтые мазки на синем фоне, сложный оттенок этикеток леденцов, которые выглядят весьма фантазийными, — поясняет Олеся. — Тогда решила первый раз дать сыну возможность поработать на заказ и попросила нарисовать большую картину с изображением дождя из этих «Чупа-Чупсов» для нашей столовой. Правда, немного побаивалась, что масштаб испугает ребенка — холст 1,5х2 метра был выше самого Лёни. Но когда он его увидел, сказал только: «Мама, он же такой дорогой!» На что я ответила, что картина будет еще дороже. Теперь эта работа украшает нашу столовую, и мы ее ни за что не продадим, она очень ценна для нас и символична.

Случайности неслучайны
Каждого героя Лёня буквально пропускает через себя.
— Однажды зашла к сыну в комнату и отметила любопытнейший факт: за его спиной стоял недавно написанный портрет японской художницы Яеи Кусамы, и вдруг я осознала, что у всех персонажей его картин, по сути, одинаковые глаза. И это глаза самого Лёни! — рассказывает Олеся.
Такой глубокий подход ребенка к живописи порождает массу подобных интересных совпадений — автор так близко знакомится с персонажем, что невольно угадывает моменты его судьбы, не зная биографии.
— Как-то я решила показать Лёне фильм про Ван Гога, но он не досмотрел, убежал на половине ленты рисовать портрет, — говорит Олеся. — В итоге, повинуясь какому-то внутреннему чутью, всю левую половину картины сын закрасил красным цветом. Он не знал истории Ван Гога и отрезанного уха (левого), но поразительно создал пульсирующий болевой фон с нужной стороны.
Похожий момент был с Энди Уорхолом. Я рассказывала Лёне о стилистике поп-арта, эпохе, эпатажных работах Энди. Конечно, результатом беседы стал портрет, но необычный: у героя не было глаз, носа, рта, только очки. «Я так вижу», — прокомментировал мой художник. И самое интересное, что Уорхол ведь был затворником в конце жизни и даже посылал вместо себя двойников на вернисажи и выставки, примеряя свой образ на других людей, а сам прятался в парике и очках! Так поразительно Лео транслирует судьбу персонажей, даже не зная о ней.

leo6-min

Энди Уорхол. 40х50 см

Лео и публичность
— Мне искренне нравится творчество сына, и я с самого начала с гордостью делилась его работами в своем инстаграме, — продолжает Олеся. — Поклонников его живописи становилось все больше, я получала положительные отзывы от подписчиков, заказчиков. Мы завели для сына отдельный профиль, родился псевдоним Лео, появились свои фолловеры, которые следят за творчеством, интересуются работами, задают вопросы. Эту страницу увидела куратор музея современного искусства АРТМУЗА в Санкт-Петербурге и предложила нам организовать выставку. Не скрою, было очень неожиданно, поскольку мы и не помышляли о публичности, но отказаться не смогли. Подумать только, персональная выставка, еще и в таком пространстве! Мероприятие прошло с оглушительным успехом, о Лёне сняли сюжеты несколько телеканалов, напечатали статью в газете. Считаю это очень важным не только из материнской гордости. Работы сына показывают, что искусство очень доброжелательно к особенным людям, а связь между ними и социумом упрощается, когда происходит через творчество. С его помощью Лёня социализируется, и у него есть вектор для осознания своего собственного места в жизни.
Ещё одно интересное совпадение, связанное с выставкой, окончательно убедило маму юного живописца в правильности выбранного пути.
— Когда выбирали дату открытия с куратором, совершенно случайно остановились на 2 апреля, — вспоминает Олеся. — Целый месяц мы спокойно готовились, Лёня писал картины для экспозиции, и только за неделю до назначенной даты я поняла, что 2 апреля — Международный день распространения информации об аутизме, и открытие именно в этот день! Интересно, что синий цвет символизирует людей с этой особенностью, и Лёня неосознанно выбрал его одним из ключевых в палитре своих работ. Он закрашивает холст синим фоном, а потом пишет портреты. Белый холст ведь очень часто кажется художнику враждебным, а синий — более умиротворяющий.



Творец и его цели
— Лёне, конечно, приятно внимание и положительные отзывы на его работы, — говорит Олеся. — Сейчас полотна продаются, хотя поначалу я этого не планировала. Казалось, что эти картины имеют ценность только для нашей семьи. При этом желающих приобрести творения Лео было очень много. В какой-то момент я сдалась и решила, что художник все же работает для людей, и если полотна хотят купить, то нужно продавать. Сегодня картины Лео живут в частных интерьерах в Москве и в Италии. Портрет певицы Манижи мы недавно подарили ей лично после концерта — она была очень тронута и обещала прислать фото в интерьере.
У нас грандиозные планы по организации выставок: в Иркутске, Калининграде и Москве. Выпустили мерч с принтами картин Лео, репродукции — все как у взрослого профессионального художника. Ну, а сам Лёня пока размышляет о том, кого из героев еще написать. Как и многие мальчишки его возраста, он мечтает накопить деньги, вырученные от продажи картин, на PlayStation5.