текст: Елена Федотова
фото: Александр Матвеев, Денис Кичатов
Филиал Государственной Третьяковской галереи на острове Октябрьский — часть масштабного культурно-образовательного комплекса, который также включает в себя филиалы Большого театра и Российского государственного института сценических искусств (Балтийская высшая школа музыкального и театрального искусства). Один из четырех российских комплексов, возводимых по указу президента: кроме Калининграда подобные арт-пространства появятся во Владивостоке, Кемерово и Севастополе.
Стоимость всего проекта оценивается в 27 миллиардов рублей. Заказчиком выступает фонд «Национальное культурное наследие», учрежденный Эрмитажем, Третьяковской галереей, Мариинским и Большим театрами. Строительство ведет группа
компаний «Стройтрансгаз».
Реализация комплекса началась осенью 2019 года. 12 июня 2025 года состоялось
торжественное открытие филиала Третьяковской галереи.
Филиал Государственной Третьяковской галереи — первое здание в Калининграде, которое спроектировано и построено как музейный комплекс, со всеми опциями и функциями, свойственными современным выставочным пространствам. Это не только площадка для экспозиции картин и скульптур, специализированные помещения для хранения и реставрации произведений искусства, но и место для творческих встреч и образовательных программ, лекториев, концертов, кинопоказов. Масштабная культурная площадка, куда может прийти каждый житель или гость города, даже без желания посетить действующие выставки (что, на наш взгляд, будет достаточно опрометчиво).
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН
Автор архитектурной концепции — российский архитектор Юрий Григорян, пространственно-планировочные решения разработало его бюро «Меганом». Однако авторским контролем московские архитекторы не занимались. Все работы по строительству, подбору материалов, соблюдению дизайнерских концепций были в сфере компетенции специалистов «СТГ-Запад».
При проектировании архитекторы «Меганома» стремились создать минималистический образ, который не утратит своей актуальности и многие годы спустя. Здание галереи словно парит в воздухе. Такой эффект создается благодаря консоли, выступающей на 15 м от уровня основных стен (можно пройти по периметру всего здания под крышей, не встретив на своем пути ни одной несущей колонны). Музей смотрится воздушным и благодаря масштабному фасадному остеклению.
Архитектурная доминанта — 50-метровая административная башня. В ней оборудованы рабочие помещения сотрудников музея, многофункциональное пространство для презентаций и пресс-конференций, технические помещения.
МАСШТАБЫ И КОНТРАСТЫ
Всех, кто в первый раз приходит в Третьяковскую галерею, поражают объемы здания. Первый этаж соизмерим с городской площадью. Такова и была задумка архитекторов — сделать новое городское пространство. Для отделки стен использовался клинкерный кирпич разного цвета — у посетителей должна возникнуть иллюзия, что они находятся в современном городском квартале и переходят от дома к дому.
— Изначально проектом предусматривался голландский клинкер, — рассказывает генеральный директор «СТГ-Запад» Дмитрий Ржанников. — Но начало поставки оборудования и отделочных материалов пришлось на 2022 год, из-за санкций ввезти продукцию европейских производителей оказалось делом непростым. Альтернативных поставщиков искали по всей России — как говорится, от Калининграда до Владивостока. Гончарную мастерскую нашли в городе Кимры, это Тверская область. Ребята специально под наш проект сделали модернизацию производства, организовали круглосуточный режим работы. Я с директором Третьяковской галереи ездил на завод, утверждали цвета глазури. Еще один материал, который использовался для отделки стен, — микроцемент, тоже нашего отечественного производителя, как и краски.
В целом дизайн построен на контрасте материалов: паркетные полы по соседству с напольной плиткой терраццо из натурального бразильского камня, фанера из карельской березы рядом с сусальным золотом (им облагорожен вход на спиралевидную лестницу, ведущую на третий этаж с экспозициями). Упредим вопросы — золото настоящее, 24-каратное, такое же используется для отделки куполов храмов. Кстати, сама лестница спроектирована по правилам золотого сечения — думаем, совпадение неслучайно.
Первый этаж здания, по задумке архитекторов, воздушен и прозрачен.
Основное пространство занимает входной холл и парадная лестница, ведущая в выставочные залы. Она же амфитеатр. Во время лекций и концертов, которые также проходят в музее, на ступенях располагаются зрители.
Высота лестницы — более 7 м, ширина — около 20 м. На возведение лестничного марша потребовалось 204 куба бетона. При всей массивности и фундаментальности лестница не смотрится тяжеловесной. Такой эффект создан за счет всего двух точек опоры — внизу и наверху сооружения. Под лестничным маршем организована уютная гостиная с диванами, креслами и торшерами, где можно почитать книгу, зарядить телефон, передохнуть в относительной уединенности.
Также на первом этаже имеются зал для кинопоказов и лекций на 241 место, ресторан, библиотека, музейный магазин, гардеробные, санузлы.
Открытое пространство первого этажа предусматривает функциональное зонирование. С помощью выдвижных перегородок можно изолировать кинотеатр и прилегающий к нему холл от остальной части музея или выделить в самостоятельную зону ресторан, организовав вход с улицы.
— Мы изначально видели музей максимально многозадачным, — комментирует директор филиала Третьяковской галереи в Калининграде Камиля Байдильдина. — В кинозале можно не только смотреть фильмы, трансляции со значимых российских и европейских культурных событий, но и организовать лекции, конференции. Кресла мы выбирали с особой тщательностью, они не только удобны, но и практичны, в подлокотник каждого из них встроена система для синхронного перевода — на случай если участники мероприятия говорят на иностранных языках.
Стоит добавить, что каждое помещение здания несет культурную и образовательную функции. Например, в библиотеке собраны уникальные книги по искусству, в том числе и для слабовидящих людей — это книги с 3D-иллюстрациями, которые можно «смотреть» на ощупь. В целом музейное пространство максимально приспособлено для людей с ограниченными возможностями: широкие дверные проемы, лифты, специальные места в кинотеатре для колясочников. В магазине можно купить каталоги выставок, книги по искусству, сувениры с фирменной символикой Третьяковки, а также работы местных мастеров, например калининградской стеклодувной мастерской Repin Glass и ювелира Ольги Облезиной (мы писали о них на страницах «КД»).
ВИДНО И НЕЗАМЕТНО
Особенностью здания можно также назвать уникальное сочетание дневного и искусственного света. Для организации естественного освещения в крыше сделаны так называемые зенитные фонари — круглые и прямоугольные световые проемы (диаметр круглых — от 1,2 м до 3,6 м, самый большой прямоугольный достигает в длину почти 40 м). Благодаря им нет ощущения замкнутости, пространство светлое и легкое. Всего в здании 149 таких фонарей, 126 из которых расположены над зонами выставочных пространств. Надо добавить то, что экспонаты требуют определенного микроклимата, в том числе светового, поэтому для музея разработана солнцезащитная система из рулонных штор, потолочных жалюзи и уличных ставен, что позволяет настраивать нужную степень затемнения окон. Есть в музейном пространстве и важные составляющие, укрытые от постороннего взгляда.
— У нас предусмотрено порядка 20 систем безопасности, — уточняет Дмитрий Ржанников. — В частности, установлена особая система пожаротушения: в случае экстренной ситуации под высоким давлением создается водно-дисперсионная пыль, которая позволяет максимально быстро нейтрализовать огонь и сохранить все экспонаты. Также организована автоматизированная система музейного микроклимата. Вентиляция преду-сматривает очистку наружного воздуха, бактерицидную обработку. В круглосуточном режиме с помощью датчиков отслеживается текущая ситуация по множеству параметров и поддерживается на эталонном уровне.
БЛИЖЕ К ИСКУССТВУ
Выставочные залы находятся на третьем этаже. Также здесь расположены творческие мастерские, куда в определенные часы может прийти каждый желающий и попробовать себя в роли художника, гончара или создать предмет искусства при помощи 3D-принтера.
— Привозные глобальные выставки, знакомящие с русским искусством, это именно то, ради чего и создавался филиал Третьяковки в самом западном уголке России, — комментирует Камиля Байдильдина. — Сейчас идет выставка «Пять веков русского искусства», которая продлится как минимум до конца года. Представлено более 300 произведений из коллекции Третьяковской галереи. В числе знаковых авторов Илья Репин, Валентин Серов, Архип Куинджи, Василий Кандинский. Самая фотографируемая картина — «Черный квадрат» Казимира Малевича (третий из четырех написанных художником).
В музее действуют две постоянные экспозиции: Зал истории Третьяковской галереи и Детский музей. О последнем стоит сказать отдельно. Подобного проекта нет нигде в России.
— С помощью доступных форм — комиксов — мы учим юных посетителей правилам поведения в музее, но в Детском музее часть экспонатов можно и даже нужно трогать. Они знакомят с текстурами, фактурами, звуками, — рассказывает Камиля Байдильдина. — Мы пригласили современных авторов: стрит-арт-художник Миша Most оформил масштабную инсталляцию, Роман Ермаков создал забавные скульптуры, Ростан Тавасиев написал работы в авторской технике «бегемотопись». Центральной композицией зала «Тайн» стала уникальная тактильно-звуковая ротонда Ильи Глазунова. Другие разделы экспозиции наполнены произведениями Егора Плотникова, Алексея Трегубова, Евгении Буравлевой, Леонида Тишкова и других не менее интересных авторов.
Мы сделали ставку на мультимедиа и интерактивность. Например, у нас можно пофантазировать на тему картин Кандинского, познакомиться с основами колористики, понять, как работают свет и тень в пространстве и живописи. Весьма увлекательно, и не только для детей.
Оставайтесь с нами! Регистрируйтесь на сайте, чтобы:
Регистрация займет не больше 2 минут. Еще быстрее вы сможете авторизоваться при помощи соцсетей:
Присоединяйтесь к KDoma.ru!
Вы дизайнер, декоратор?
Мы собираем всех профессионалов Калининграда, для того, чтобы те, кто хочет воплотить мечту о комфортном и красивом доме, и тот, в чьих силах его создать, встретились на сайте KDoma.ru
Будущие заказчики уже ищут своего дизайнера в интернете и уже побывали на сайте KDoma. Нашли ли они здесь вас со всей интересующей его информацией?
Статус дизайнера на KDoma дает дизайнерам возможность размещать всю контактную информацию о себе, список услуг, портфолио собственных проектов — все то, что расположит посетителя сайта выбрать именно вас.
Для того, чтобы получить статус дизайнера, свяжитесь с менеджерами сайта по телефонам: (4012) 777-100, 61-68-43, 61-68-47, либо по e-mail: manager@kdoma.ru. Менеджер даст вам подробные инструкции по заполнению карточки дизайнера, советы и разместит всю предоставленную вами информацию в соответствии с правилами сайта.
Создайте свой виртуальный салон на сайте KDoma.ru
Разместите до 70 товаров своего салона/компании/интернет-магазина, всю контактную информацию, список услуг, видео — все то, что расположит посетителя сайта приобрести понравившийся продукт именно у вас.
Для того, чтобы разместить карточку компании и товары, свяжитесь с менеджерами сайта по телефонам: (4012) 777-100, 61-68-43, 61-68-47, либо по e-mail: manager@kdoma.ru. Менеджер даст вам подробные инструкции по заполнению карточки компании, советы и разместит всю предоставленную вами информацию в соответствии с правилами сайта.
Вы успешно авторизованы