Аромат как код успеха

Калининградский парфюмер Игорь Булгар рассказал, как создал свой бренд и как ароматы могут помочь развить бизнес и усилить восприятие искусства.
24April_Bulgar5-min

Игорь Булгар, основатель парфюмерного бренда 1339Perfumes, лауреат битвы стартапов «Бизнес Баттл», организованной медиагруппой «Западная пресса». Автор федерального проекта «Запахи России».

— С чего началась ваша компания?
— Наверняка в нашем городе есть еще люди, которые занимаются запахами, но в классическом понимании построения парфюмерной компании мы первый профессиональный бренд из Калининграда. Пришел я к этому не сразу, все начиналось, как это часто бывает, с хобби. В течение первых лет шести мы привозили нишевые ароматы европейских брендов. Постепенно это трансформировалось в более сложную тему — мы начали проводить мастер-классы и лекции, создавать запахи для локальных брендов, познакомились с владельцами парфюмерных домов во Франции. В какой-то момент я понял, что хочется делать свой продукт и именно под собственным брендом. То есть в первую очередь не себя позиционировать как парфюмера, а создать бренд. А это история про работу со смыслами и концепциями.
Когда три года назад мы начали размышлять о названии, то почти сразу мне пришла идея рассказать про местность, в которой живу. Про Калининград, Кенигсберг и про то, чем эти две части истории соединяются. В моем понимании это эстетика портового города. Поэтому с названием 1339perfumes, которое может быть изначально многим непонятно, на самом деле все просто. 1339-й — это год основания Кенигсбергского порта.


24April_Bulgar3-min

— Вы сразу поняли, что будете ароматизировать интерьеры, бизнесы, или же изначально это было рассчитано на частного потребителя?
— Запах — это классная штука, которую легко крутить в любую сторону, то есть можно ароматизировать пространство, можно бизнес, а можно сделать социальный проект. При этом надо понимать, что это необязательно то, чем пахнет в гостинице. У нас есть проект, в котором на основе наших запахов «о Калининградской области» мы совместно с гастробаром Cult сделали коктейли. Они сочетались друг с другом, подавались интересно, запоминались. Надеюсь, после таких сочетаний люди хотели еще раз в наш город приехать.
Есть проект с Nordic Spa, мы сделали запах, отражающий их идентичность по сформулированному техническому заданию. Сначала только для помещения, но теперь этот аромат в формате диффузоров для дома гости могут увезти с собой. То есть ты приехал в спа, тебе понравилось море, обстановка, и у тебя есть возможность с собой частичку этой атмосферы забрать. Для Nordic Spa мы составили аромат, напоминающий о Балтийском побережье: сухая трава, песок, ветивер и пачули, ноты горячего деревянного променада, немного бергамота. Этот запах рождает ощущение не столько моря, сколько побережья, дюн.
Мы вообще много работаем со сферой HoReCa, например, создали запах для одного из символов города нескольких поколений — гостиницы «Калининград». В основе концепции ноты озона, морской соли и водорослей как визитная карточка пляжного отдыха на Балтике, и еще мы добавили капельку цитрусов и розового шампанского — метафоры легкости бытия.
Каждая локация имеет свой уникальный ароматический код. В Калининградской области, помимо моря, есть еще множество прекрасных мест на востоке региона, Роминтская пуща, к примеру. И там совершенно другая эстетика, нежели на побережье. Мы обсуждали с местными, какие запахи могут быть ассоциированы с Виштынецкой возвышенностью. И там точно есть животные мускусные ноты, но эту тему нужно раскрывать очень аккуратно, чтобы не было похоже на охоту, мы против убийства оленей. Присутствуют еще ароматы бузины, золотарника, хвойного леса. Если мы этот проект реализуем, то получится классный аромат востока Калининградской области.
У нас есть работы, совершенно не связанные с местностью. В частности, сейчас мы развиваем интересный проект для Третьяковской галереи, начинаем делать для нее запахи. Я говорю о том, что ароматы можно использовать и в b2b, и в b2c сегментах, и в сетях. То есть это и искусство, и общепит, да в принципе что угодно.



— То есть запах вокруг картин должен витать соответствующий, или о чем речь?
— Запахи могут сопровождать экспонат, произведение Третьяковской галереи. Но это первый, самый простой путь. А второй — брендировать ароматом саму галерею. Этого пока еще никто не делал.
Если говорить более глобально о запахах в искусстве, то первый уровень — это запах как вспомогательная часть. Допустим, «Черный квадрат» Малевича, который, кстати, привезут в калининградский филиал Третьяковской галереи, он в течение года будет здесь выставляться. Вот чем он пахнет? Чтобы предложить для него аромат, надо продумать и реализовать определенную концепцию — и сделать это не на пустом месте, потому что так захотелось. У нас уже есть опыт работы с Музеем янтаря, где наша команда приняла участие в создании тактильной станции для слабовидящих посетителей. Был разработан аромат панно «Русь» Александра Журавлева с нотами амбры, древесины, гурьюнского бальзама, смолы и цветов яблони, который, помимо янтаря, обозначает собой и те объекты, которые на панно изображены.
Второй уровень — это когда сам запах является экспонатом, то есть за себя говорит. И это уже современное искусство.



— Вы в создании ароматов используете ингредиенты с полностью региональной привязкой? Из Калининградской области?
— Это ни теоретически, ни практически невозможно в любой местности, даже в Провансе. Потому что у тебя должна быть большая палитра, к примеру, десять тысяч разных запахов, чтобы собрать аромат по техзаданию. Мы делаем нестандартные вещи, поэтому нам нужна не просто сирень, а что-то посложнее.
В целом исторически так сложилось, что в России не производят компонентов, кроме какого-то ограниченного списка, например, эфирное масло можжевельника. Обычно ингредиенты закупаются в Европе, где есть большие заводы, которые на этом специализируются. Но и здесь можно пробовать новое. В этом году мы сделали первые шаги, чтобы локализовать производство части парфюмерных компонентов из сырья калининградского происхождения, — начали делать эссенции из янтаря, шиповника, бурых водорослей. Это более сложный технологический и бизнес-процесс — не просто создавать запахи или продавать их, но еще и производить сами компоненты. Мы пытаемся идти к полному циклу.


24April_Bulgar2-min

— Давайте вернемся к ароматам как бизнесу. Каким образом аромамаркетинг должен работать на бренд, на регион?
— Смотря что мы назовем брендом. Можно назвать и человека брендом, ведь в определенной мере ты занимаешься маркетингом себя, когда вкусно пахнешь. Брендом может быть и регион, и страна в целом (на экспорт мы тоже нацелены).
Аромат, вдохновляемый концепцией бренда, узнаваем и формирует лояльность гостей. Замечено, что правильно подобранный запах увеличивает время, проведенное в помещении, на пятнадцать процентов. Это способствует росту среднего чека и вызывает у гостей желание снова посетить это место, будь то отель, ресторан или спа-комплекс. Аромат региона в какой-то мере обещает, что человек вернется к нам: за этим ароматом, за сервисом... Нужно понимать, что запах — это цепочка впечатлений о бренде, под его влиянием у людей улучшается настроение. Он может работать как триггер, напоминать об эмоциях, связанных с ним.
Если говорить про Калининград как бренд, то в рамках проекта «Запахи России» мы создали линейку ароматов нашего региона. Это «Куршская коса», «Янтарь», «Порт», «Марципан» и «Амалиенау». Как и другие территории большой страны, Калининградская область хранит в себе многовековую историю и культуру, уникальный опыт и воспоминания жителей. И эти особенности можно отразить с помощью ароматов, что мы и делаем.

www.1339perfumes.ru
Реклама. ИП Булгар Игорь Сергеевич, ИНН 391202289400.