Архитектура — это вам не мода: интервью с Паоло Бодега

Итальянский архитектор Паоло Бодега пропагандирует зеленое строительство, прогнозирует тренды, читая модные журналы, и рассуждает о будущем России.

текст: Елена Федотова фото: Александр Матвеев

Паоло Бодега — в мире современной архитектуры имя, известное далеко за пределами Италии. Владелец собственной архитектурной студии Paolo Bodega Architettura, интеллектуал, харизматик и профессионал с большой буквы. В списке его работ — пятизвездочные отели и студенческие кампусы, аэропорты и экологические деревни, всего 120 проектов в 12 странах мира. Особое внимание он уделяет экологическим, энергетическим и экономическим аспектам проектирования, популяризируя их посредством публикаций, организации семинаров и выставок.

bodegaapril2018_01

— Паоло, вы потомственный архитектор, познакомьте с вашей семьей.
— Моего отца зовут Карло, и он, как вы правильно сказали, тоже архитектор. А мой дедушка основал очень успешную строительную фирму, создавшую все миланские небоскребы. Я очень горжусь своими родственниками, но никогда намеренно не сотрудничаю (хотя, будучи студентом, некоторое время работал под началом отца), но иногда у нас все же случается деловое партнерство. Так, моя компания выиграла международный тендер на участие в строительстве нового кампуса факультета машиностроения и архитектуры Политехнического университета Милана, а партнером оказалась компания, которую основал мой дед, а теперь владеют родственники.
— У вас не только хорошая генетика, но и серьезное образование: вы получили диплом и степень магистра в области промышленного дизайна в Европейском институте дизайна, окончили Политехнический университет Милана. Что еще помогло вам в профессии?
— В профессии помогают профессионалы. Лично моему росту во многом способствовал Ренцо Пиано, тот самый легендарный Ренцо, который входит в десятку выдающихся архитекторов ХХ века, лауреат Притцкеровской премии, родоначальник направления хай-тек в архитектуре. Если вы спросите у Нормана Фостера, кто самые выдающиеся архитекторы планеты, он непременно отметит Ренцо Пиано.
Сказать, что я очень хотел с ним сотрудничать, — не сказать ничего. Это было безудержное стремление. Когда я заканчивал университет, мне определили тему дипломной работы, и она мне не понравилась. Совсем. Тогда я придумал себе другую и осознанно сформулировал ее так, чтобы она касалась работ Пиано. Мой диплом стал моим трамплином, тема действительно затронула маэстро, он похвалил меня. Я набрался смелости и заявил, что он просто не может не взять «такого мальчика» к себе, и добавил: «Если вы не примете меня в свою мастерскую, то я буду стоять на пороге до тех пор, пока вы не передумаете». Сегодня я безмерно горд, что пять лет проработал под началом Ренцо Пиано в Генуе.

bodegaapril2018_02

— Что надо сделать выпускнику российского архитектурного вуза, чтобы пройти практику в студии Паоло Бодега?
— Хотя бы сделать визу. Конечно, это шутка, мне нужны работы и портфолио — человек, который будет у меня работать, должен из себя что-то представлять. Кроме желания нужен еще и талант. Для любой архитектурной мастерской молодой специалист (по сути, он не специалист, для самостоятельной работы не готов) — это затраты. Ты тратишь на него свое время и ресурсы компании, но молодежь — это энергия, поэтому двери мастерской Паоло Бодега всегда открыты для молодых архитекторов со всего мира. Кстати, у меня сейчас работает российская девушка, она получила диплом архитектора в Москве и продолжает свое образование в Милане.

bodegaapril2018_03

Главный редактор «КД» Елена Федотова и Паоло Бодега.
— У вас за плечами большой опыт преподавания не только в Италии, но и в России. Что вы можете сказать о наших студентах?
— Я действительно четыре года являлся внештатным преподавателем на факультете машиностроения и архитектуры Политехнического университета, но потом стал много проектировать в других странах, в том числе и в России, и у меня не осталось времени на студентов. Но меня часто приглашают на различные мастер-классы, я читал лекции для студентов архитектурных вузов в Омске и Екатеринбурге и даже был председателем студенческого конкурса в Омске, победителя которого пригласил на трехмесячную стажировку в свою мастерскую.
О российских студентах-архитекторах я могу сказать так: у них есть желание и стремление к росту. Но одно дело хотеть получать знания, и совсем другое — иметь достаточный культурный багаж. Есть часть истории архитектуры, которая им не преподавалась, весь ХХ век просто «выпал», и я оцениваю это как серьезный пробел. Правда, я говорю о студентах из Сибири, думаю, в Москве и Питере другая ситуация, они больше путешествуют, больше видят. Молодым специалистам крайне важно развивать кругозор.
Образовательный пробел неминуемо отражается в работах. Конечно, сейчас есть интернет и ты можешь скопировать все что угодно, почувствовав себя гением, но это же не так. Настоящие знания и понимание архитектуры проникают в тебя постепенно, ими надо напитаться, и этого не сделаешь за один день. Следует посещать биеннале, выставки, читать специализированные издания — и делать это постоянно, в идеале — с детства, чтобы сформировать культурную базу, которая станет плодотворной почвой для ростков собственного творчества.

bodegaapril2018_04

Проект арт-отеля «Невский, 1» в Санкт-Петербурге. Гостиницу предполагалось разместить в историческом здании с видом на Эрмитаж. Эта локация стала толчком для развития идеи номерного фонда с арт-пространством и художественными мастерскими.
— Какие у нас перспективы, по-вашему?
— Я не был в России два года и вижу, какие изменения здесь происходят, страна движется с хорошей скоростью, думаю, для российских архитекторов открываются хорошие горизонты, особенно если вырастет общий уровень технической культуры. К сожалению, на вашем отечественном рынке отсутствуют многие технологические продукты, доступные на Западе. Как архитектор может заложить в проект прогрессивные решения, если у него нет возможности их реализовать? Пока, проектируя в России, проходится работать с «постоянными величинами», инновационных продуктов не хватает, но можно хорошо использовать традиционные. К примеру, нам удалось спроектировать и построить аэропорт в Краснодаре к открытию зимней олимпиады в Сочи всего за полгода. Не скажу, что было просто, часто мы отстаивали правильность своих идей, технологических решений ударом кулака по столу, но все получилось!

— У вас много нестандартных проектов, например, «Невский, 1» в Санкт-Петербурге, где вы предложили совместить отель с арт-пространством, расположив в центре здания площадку с открытыми художественными мастерскими. Вам не кажется, что такой уровень проектирования требует не только вашего креатива, но и, прежде всего, высокоинтеллектуальных заказчиков?
— Это было бы очень хорошо, если бы все мои клиенты были высококультурными личностями, но для реализации хороших проектов это вовсе не обязательно. Главное, чтобы заказчик был хорошим бизнесменом и математиком, умел хорошо считать и видеть в проекте не только оригинальность идеи, но и выгоду. Иногда она лежит на поверхности: вот отель, вот количество номеров, вот количество гостей, которых ты можешь принять в год, и вот твои деньги. Но есть рискованное предпринимательство, и оно строится на нестандартных решениях. Проект в Питере до сих пор не реализован, прошло два года, однако заказчик пока так и не может решиться создать арт-отель и зарабатывать не только на гостях, но и на искусстве, а это, к слову, высокодоходный бизнес.

«Для российских архитекторов открываются хорошие горизонты, особенно если вырастет общий уровень технической культуры».

— Как рождаются креативные идеи в вашей студии?
— В моей голове, это интуиция. У меня рождается идея, и я приглашаю коллег к обсуждению, устраиваю мозговой штурм. Причем я не раскрываю все в деталях, а подвожу к решению окольными путями и смотрю на реакцию, слушаю суждения и версии. Мне важно не навязывать свое видение, а созидать вместе и прийти к общему выводу, максимально приближенному к идеалу. В каждом проекте я только спусковой механизм.

— Как много у вас советчиков?
— В студии работают десять человек, этого нам достаточно, но у нас несметное число сторонних консультантов, которых мы привлекаем к проектам: специалисты по инженерным сетям, отоплению, акустике, очистным сооружениям, освещению и прочее. Чтобы координировать их работу, мне приходится постоянно пополнять свой багаж знаний. Я очень много читаю, обязательно посвящаю чтению каждое свое воскресенье. Начинаю день с завтрака и короткой прогулки, а потом читаю, читаю, читаю. Всевозможные специализированные журналы, которые затрагивают вопросы архитектуры, инженерии, энергосбережения, зеленых технологий и так далее. И обязательно модные журналы, там есть все! Цветовые сочетания, фактуры, образы — в них лучше всего прослеживается то, что клиенты захотят видеть в своих домах. Модные журналы — это чувственная сторона дизайна и архитектуры, тренды и тенденции. Анализируя прочитанное и увиденное за год, я создаю свою цветовую палитру, и, как правило, она совпадает с прогнозами Pantone. Например, то, что ультрафиолет станет хитом этого года и его надо вводить в проекты, я сказал еще за полгода до того, как это сделал известный институт цвета.

bodegaapril2018_05

Экологический отель Avatar в эстонском городе Пярну состоит из отдельно стоящих энергетически автономных домиков посреди зеленого массива. Его интерьеры располагают к отдыху и творческой работе на лоне природы.

bodegaapril2018_06

— Как вы относитесь к моде в архитектуре?
— Архитектура — это не мода, архитектура должна служить нам 20–30 лет, не меньше. Мода — лишь ветер, который принес нам свежие ощущения, но буквально мгновение — и новый порыв даст новые тренды. Мода — слишком шаткая платформа, чтобы говорить о великой архитектуре.

— И все же, в определенном контексте вы занимаетесь модным проектированием, я говорю об экологических проектах, которые в России пока воспринимаются как модное течение, а не как фундаментальная необходимость. Как изменить ситуацию?
— В Европе «зеленое строительство» тоже не вечная ценность. Серьезно об экологии мы стали говорить 30 лет назад. Когда я был студентом, мы уже думали о природных технологиях в строительстве, но больше воспринимали их как романтику. Однако постепенно это стало не просто мечтаниями, а реалиями. Общественные инициативы, многочисленные форумы и семинары сподвигли правительства европейских государств принять законы, оберегающие природные ресурсы планеты. И архитекторы просто не могли, да и не имели права остаться в стороне. Экология — это действительно важно для всех: и для здоровья конкретного человека, и для мира в целом.
Многие обыватели приходят к пониманию этого вопроса через личную финансовую заинтересованность: если дом не имеет термоизоляции, то сколько денег (да и природных ресурсов) уйдет на его отопление? И эта бытовая арифметика продвинула тему экологии в широкие массы не менее результативно, чем образовательные проекты.
Надо осознавать, что экология — это и развитие экономики. Чтобы производить высокоэффективные солнечные батареи, очистные сооружения, безопасные для здоровья человека материалы, нужны рабочие руки, научные исследования и технологичные производства. И это все — дополнительные рабочие места.
Я думаю, чтобы тема экологии стала понятной в России, надо еще 10 лет целенаправленно заниматься этим вопросом. Непременно нужна просветительская работа. Давайте
объявим совместную премию журнала «Калининградские дома» и студии Paolo Bodega Architettura за экодизайн и экоархитектуру, привлечем компании, для которых экология — не пустой звук. Одна из них уже рядом с нами — это Oikos, которая пригласила меня с лекцией в Калининград на West HoReCa forum. В вопросах экологичности эта марка одна из передовых и, безусловно, может выступать как эксперт. Я готов вернуться к вам с лекцией «Архитектура и природа», вызвавшей большой резонанс в Сан-Паулу в Бразилии. В вопросах экологии множество аспектов, требующих популяризации. Существует достаточно экопродуктов, улучшающих качество нашей жизни, и о них надо рассказывать. Например, я проектировал экоотель «Аватар» в Эстонии, дома посреди леса, которые позволяют людям непрерывно ощущать себя на лоне природы. Тема экологии там присутствует в каждом моменте: от солнечных батарей, вырабатывающих энергию, до фотокаталической краски, которой покрыты мебельные фасады и деревянные доски на полу. Эта краска чистит дом, убивая микробы. Например, если на шкафу фломастером написать «Паоло», то через три дня надпись исчезнет, полезные микробы съедят ее. Мир полон таких новинок.

bodegaapril2018_07

Проект реконструкции шато D’avize в провинции Шампань во Франции. Несколько лет назад русский бизнесмен задумал сделать здесь отель с винными погребами и современным СПА. Чтобы реализовать проект на территории, охраняемой ЮНЕСКО, Паоло Бодега предложил построить здание с вариативным фасадом — его цвет меняется в зависимости от сезона и внешнего вида виноградников, сливаясь с ландшафтом.

«Чтобы тема экологии стала понятной и востребованной в России, надо еще 10 лет направленно заниматься этим вопросом».

bodegaapril2018_09

Первое полностью энергетически автономное здание в Италии спроектировано студией Паоло Бодега и построено в городе Лекко.

— А ваш собственный дом насколько соответствует идеям современного экологичного строительства?
— Ни насколько, он слишком стар для инноваций. Я живу в Лекко, рядом с озером Комо, в историческом доме на последнем этаже. Из моих окон открывается потрясающий вид на горы и озеро, неисчерпаемый источник вдохновения. Могу с вами поделиться этими картинами и обязательно пришлю фотографии.

bodegaapril2018_08

Паоло, как и обещал, прислал нам фото, сделанное из окон его квартиры в Лекко, небольшом городке, расположенном в 50 километрах от Милана.